Вопрос: В этой главе мы читаем про большинство заповедей еврейских семейных отношений. Как Тора смотрит на семейную жизнь и почему эти заповеди описаны именно в нашей главе?

 

Ответ: Как мы описали в нашем очерке про последние десять столетий, главы Рээ, Шофтим и Ки Теце связаны в основном с заповедями, и соответствуют Сфирам Хесед-Гевура-Тиферет. Таким образом, в главе Рээ были описаны многие из заповедей доброты и цедаки. В Шофтим, Тора описывает строгие заповеди суда, включая мицву поставить царя и назначить судей, мицвы относящиеся к случайному убийце и к обнаруженному трупу. Наконец, Ки Теце посвящается в большой степени заповедям еврейской семьи, как и Тиферет соединяет женское с мужским[1]. В нашей главе описаны мицвы обручения и развода, йибума и халицы, запрет на проституцию и законы супружеской измены, насильника и людей, с которыми запрещено вступать в брачный союз.

 

Для еврея, семья - это один из самых святых союзов, в которые он вступает. Души мужчины и женщины заранее приготовлены друг для друга, и когда они находят себя и становятся мужем и женой, устраивают самое веселое в жизни празднество[2]. С другой стороны, при разводе с первой женой[3], даже алтарь в Храме плачет[4]. При том, что Тора считает еврейскую семью такой важной, развод возможен в нашем законе, и получить его проще, чем во многих нееврейских обществах[5]. Тора не хочет, чтобы люди, которые не могут жить вместе - мучились[6].

 

Более того, если очень сложно получить развод, увеличиваются случаи супружеских измен: когда люди не могут развестись, они ищут себе других партнеров. Вдобавок, постоянно ссорящиеся супруги, не могут избегать нарушения множества запретов в отношении друг к другу, они не могут «любить ближнего, как самого себя», и преступают запрет ненавидеть другого[7]. Таким образом, разрешая развод, Тора как бы выбирает меньшее из двух зол[8]. Кроме того бывает, что даже мицва развестись. Это относится в основном в случаях, когда муж или жена не выполняют свои обязанности друг к другу, и тем более в случаях супружеской измены[9].

 

В последние годы, распущенность в современном западном обществе пагубно повлияла и на религиозные семьи. Рост разводов, и даже отдельные случаи супружеских измен, доказывает, что и мы не иммунизированы от влияния вокруг нас. С изобретением Интернета, который приносит пользу во многих областях, появилась также новая неслыханная опасность - заносить разнузданность всего мира прямо внутрь еврейского дома[10].

 

Так как Всевышний не посылает испытания, которое невозможно преодолеть, наша надежда, что и Интернет, мы сможем использовать только для кошерных целей, и в конце дней он превратится лишь в наилучший способ распространения знаний правды и учений праведности.

 

Перейти к предыдущей статье



[1] О связи Нуквы со Сфирой Тиферет, см. ГР”А к Сифра Децниута, третья глава, Сидур АГР”А, утренние благословения, Бейт Оламим 141б. В общем, Тиферет взвешивает и комбинирует Хесед и Гвуру находящиеся с двух сторон. Заметим, что также и в месяцах и в днях недели - третий соединяет предыдущие два. Знак месяца Сиван - близнецы, и в этот месяц была дарована вся Тора - устная и письменная (см. также наши слова к Девятому Ава). Третий день недели - вторник, получил двойное благословение "ки тов".

[2] Заметьте, что даже Брит Мила и Бар Мицва - два других важных союза, не празднуются с такой же радостью как еврейская свадьба. У ортодоксальных евреев свадьбы даже более веселые и пышные чем у их менее религиозных собратьев. Это объясняется двумя факторами. Во-первых, сегодня нерелигиозные люди живут вместе задолго до свадьбы, и поэтому свадьба не так уж меняет их статус, а просто делает их сожительство более официальным. Также при огромном количестве разводов в современном обществе, большинство нерелигиозных людей не ожидает, что проживут вместе всю жизнь, и поэтому не готовы вкладывать в каждую из свадеб слишком много денег.

[3] Заметим, что еврейский закон в особенности ценит связь первого брака. В случае второго брака, разрешается разводиться даже если причины не такие веские (см. Шулахан Арух, Эвен Аэзер 119:3). Интересно, что согласно Зоару (1:21б), если вдова выходит второй раз замуж, после смерти ее хоронят рядом с первым мужем. Это еще раз подчеркивает особое отношение к первому браку, наверно потому, что в большинстве случаев, первая жена - это именно та "вторая половина" приготовленная для мужчины.

[4] Внутренний жертвенник соответствовал Сфире Тиферет, см. наши слова к главе Трума (см. ГР”А к Зоару в Хейзалот 2:255б). 

[5] В частности, во многих странах, где житейские законы в большой степени базируются на учениях Христианства, до недавнего времени развод был запрещен, и даже получить развод в наше время может занимать годы.

[6] См. слова Рамбама (Законы Женитьбы 14:8) - жена не похищена, чтобы жить с мужем против воли.

[7] Насчет детей, которые могут родиться у подобной пары, см. Недарим 20б.

[8] См. также наши слова в очерке "О многоженстве в Израиле".

[9] Интересно, что в случае измены женщины, она запрещена и для мужа и для прелюбодея. Таким образом, Тора предотвращает распространенную среди нерелигиозного общества ситуацию, когда прелюбодействуя, любовники надеются, что если муж разведется с женой, то они смогут пожениться.

[10] Уже не мало семей было погублено, когда мужчина или женщина находили себе новых партнеров через интернет (см. также наш предыдущий комментарий к главе Ки Теце).