Леилуй
Нишмат Фейга
бат Яков.
Вопрос: В
нашей
недельной
главе
упоминается
мицва "видуй
маасер". Раз в
три года фермер
должен был
прочитать
перед
Всевышним отрывок
о том, что он
правильно поступил
по отношению
ко второму
маасеру (десятой
части
урожая). В чем
смысл этой
заповеди[1]?
Ответ:
Тора во
многих
местах
говорит о
заповедях
отделения
частей
урожая: Пеа,
Трума, Маасер[2].
Некоторые
части урожая
оставляли
бедным, некоторые
отдавали
коэнам, а
другие -
левитам, а
были и части,
которые хозяин
сам ел в
чистоте в
Иерусалиме. В
частности,
два вида
маасера -
десятин
описаны в
Торе. В главе
Корах
описывается
"первый
маасер", который
отдают
Левитам[3].
В книге
Деварим, Тора
сообщает нам
о еще одном Маасере,
Хазал
назвали его
Маасер Шени
(второй
Маасер).
Согласно
Хазал, этот
Маасер нужно
есть в
Иерусалиме
только два
года из трех,
но на каждый
третий год
его просто
отдавали
бедным, и те
могли есть
его где
угодно[4].
Казалось бы
странно, что
бедным
отдают
второй
маасер
только раз в
три года, а в
остальные
годы хозяин
сам съедает
его в Иерусалиме.
Но на самом
деле, когда
фермеры
приносили
маасер шени в
Иерусалим,
они обычно не
могли съесть
весь этот
маасер сами,
и они тоже
раздавали
многое
бедным людям
и левитам.
В нашей
главе
описана
особая
процедура "видуй
маасер"
после
третьего
года[5].
Хозяин
должен был
раздать все
те части урожая,
которые у
него
завалялись, и
после этого
сказать:
Убрал я
священное из
дома и уже
отдал я это
левиту и
пришельцу,
сироте и вдове,
выполнив
повеление
Твое, как Ты
повелел мне;
не нарушил я
заповедей
Твоих и не забыл.
Не ел я в
скорби от
этого, и не
убирал его в
нечистоте, и
не давал из
него для
мертвеца[6];
исполнил я
волю Б-га,
Всесильного
моего, сделал
я все, как Ты
повелел мне.
Взгляни же из
святой
обители
Твоей, с неба, и
благослови
народ Твой,
Израиль, и
землю, которую
Ты дал нам,
как поклялся
Ты отцам нашим,
страну,
текущую
молоком и
медом!
Таким
образом,
человек не
мог хранить
маасер дома
годами,
надеясь
например
отдать его
позже только
бедным
родственникам,[7],
и тем более,
он сам не
сворует то
что положено
бедным. Ведь
раз в три
года он
должен был раздать
все, что
скопилось, и
потом
сказать "видуй
маасер", и
наверняка
большинство
евреев не
будут врать
перед
Всевышним.
В период
Второго
Храма,
большинство
людей не соблюдали
как следует
законы
Маасера, и
поэтому
Йоханан Коэн
Гадол
прекратил
мицву "видуй
маасер". Да
заслужим мы
увидеть
отстроение
Третьего
Храма, когда
весь наш
народ будет
слушаться
Законов Торы,
и снова будет
возвращена
мицва "видуй
маасер".
[1] См.
Хазон Иш
(Дамай, 2)
насчет того
относится ли
эта заповедь
к нам
сегодня.
[3] Сами
Левиты
отдавали
десятую
часть от него
Коэнам.
[4] Тогда
его называли
"маасер они" -
маасер бедняка.
[5] Согласно
Мишне (Маасер
Шени 5:10) это
делалось в
конце Песаха
следующего
года, но
Абарбанель
считает, что каждый
делал "видуй
маасер",
когда приносил
в Храм свои
первые
фрукты.
[6] Так
как маасер
шени надо
было есть в
радости, его
нельзя было
использовать
для трапез посвященных
утешению
скорбящих,
см. также
Рамбан (26:14) и
Абарбанел для
других
объяснений этого
стиха.
[7] См.
Рашбам. Заметим,
что согласно
раби Шмуэлю
Давиду Луцато
(Деварим 26:12), по
закону Торы
каждый год остатки
маасер шени,
которые
человек не
съедал в Иерусалиме,
приносили
назад и
отдавали
беднякам.
Чтобы люди не
держали
маасер шени
по много лет,
надеясь все
еще съесть
его в Иерусалиме,
Тора
установила
раз в три
года раздать
все
оставшееся
бедным.