Вопрос: В
конце этой
недельной
главы, описываются
благословения,
если мы будем
слушаться
Творца, и
проклятья,
если не
будем. Среди
благословений
мы читаем (28:6):
"Будешь благословен
ты при входе
и на выходе".
Как
объяснить
эту фразу?
Ответ:
Простой
смысл этой
брохи - общее
благословение
во всех наших
делах и на
всех наших
путях[1].
Тем не менее,
тогда
порядок
стиха должен
был бы быть:
"благословен
ты будешь на
выходе и при
возвращении
назад[2]".
Наши мудрецы[3]
учат очень
интересный
драш по
поводу этого
стиха. Они
говорят, что
подсказан
наш вход в
этот мир, и
наш выход из
него. Душа
заходит в
этот мир
чистой, и
благословен
тот, кто оставил
ее
незапятнанной
при
возвращении
назад.
Один из
великих комментаторов
Талмуда -
Рабби Шмуэль
Страшун
(Рашаш[4])
комментирует,
что из этой
агады
выглядит, что
душа
приходит в
этот мир
только один
раз[5].
Ведь если
человек
приходит по
много раз в гилгул,
душа не
всегда
приходит
"незапятнанной[6]"?
В общем,
концепция
"гилгула", в
которую
сегодня
верит
большинство
ортодоксальных
евреев, в
старые
времена
тщательно
скрывалась.
Талмуд ни в
одном месте
не говорит о
ней открыто,
и лишь в книгах
каббалистов
обсуждается
эта тема[7].
Интересно,
что в
последнее
время
появились
некоторые
научные
сведения,
которые,
похоже, подтверждают
феномен
"периселения
душ". Часть
случаев
связано с
людьми,
которые
вспоминают
какую-то
информацию
про свои
предыдущие
жизни, и
некоторые
детали
удалось проверить[8].
Более частый
случай - это
люди которые вспоминают
про свои
предыдущие
жизни под гипнозом[9].
В некоторых
случаях,
психотерапевтам
возможно даже
удалось
получить крупицы
информации о
том, что
происходит между
жизнями[10].
Очень
многое в этой
области, к
чему приходят
ученые, имеет
источники в
наших
традициях[11].
Лишь одна
важная
деталь на
первый
взгляд в
корне
отличается
от
традиционных
еврейских
представлений:
ученые пока
не нашли определенной
закономерности
между гилгулами
евреев и
неевреев[12].
С
классической
точки зрения
каббалы[13],
гилгулы
еврея, как
правило, ожидаются
снова в
еврея, кроме
как в случаях
определенных
грехов,
ведущих к
наказанию "карет"
- духовного
отрезания от
своего народа.
В
действительности,
многие евреи
в основном
продолжают
возвращаться,
как евреи[14],
но, похоже,
иногда еврейской
душе предстоит
вернуться и в
других
национальностях[15].
К примеру,
многие из
переживших
Холокост, возможно
не
чувствовали
себя в силах
снова
возвратиться
в
дискриминированную
и преследуемую
нацию. Но и родившись
как неевреи,
часть из них
в результате
потянулись
снова к Торе,
и перешли в
Иудаизм[16].
Чем
больше мы
узнаем о
нашей душе,
тем больше
надежда на
любовь друг к
другу. В
течение
истории,
нации
воевали друг
против друга,
но в конце
дней пророки
предсказали
нам, что войны
больше не
будет. Не
исключено,
что это
прекрасное
время придет
в том числе как
результат понимания,
что все люди - "Дети
Одного Бога".
Тот, кто
вчера был
Индусом,
сегодня –
Американец, а
тот, кто был
Русским –
сейчас Мексиканец.
Национальная
ненависть тогда
пропадет. Да
заслужим мы
дожить до
этого времени!
[1] См.
Ибн Эзра. См.
также
Хизкуни, что
может иметься
в виду
благословение
на военные
операции.
[2] См.
Аэмек Давар.
[3] См.
Бава Мециа 107а.
[4] Было
два
известных
мудреца с
аббревиатурой
Рашаш. Первый
- Йеменский
каббалист
(Рабби Шалом
Шараби), а
второй -
комментатор
Талмуда из
Вильнюса.
Здесь
имеется в
виду второй
Рашаш.
[5] Разумеется,
это очень
спорное
место в
Рашаше не
ускользнуло
от
критических
замечаний.
Сатмеровский
Реббе заметил,
что
комментарии
Рашаша к
Талмуду очень
полезны, и
советовал
всем их
изучать, при
этом
подчеркивая,
что
невозможно
винить Рашаша
за то, что он
написал
против
гилгуля, т.к. в
Литве в те
времена
кабалу
практически
не изучали
(см. также Дивре
Йоэль,
Ницавим
насчет
ответа на
вопрос
Рашаша). Рав
Хаим
Каньевский,
согласно
книге "Дерех
Сиха" даже
хотел
сказать, что
эти слова - глупость
и фальшь, и их
не написал
сам Рашаш, но
кто-то
добавил, (но я
не знаю,
можно ли
полагаться
на все что пишут
от имени Рава
Каньевского,
и в частности
в книге
"Дерех Сиха"
есть много
очень странных
вещей).
[6] Конечно,
может иметься
в виду, что
благословен
тот, кто приходит
в этот мир чистым,
с незапятнанной
душой, в
отличие от
тех, кто уже
напортили, и
приходят
исправлять
содеянное. Интересно,
что дальше в проклятьях
Тора говорит
(28:19) «Проклят ты
при входе и
на выходе». Если
продолжать
идею этой Драши,
то здесь могут
иметься в
виду люди,
которые уже
напортили, и,
придя сюда для
исправлений,
опять вернулись
к грехам.
[7] См.
тем не менее
Ор Самеах к
Рамбаму,
Законы Раскаяния
5:1, что некоторые
утверждения
Талмуда
могут
подсказывать
гилгул. Тем
не менее,
автор
заключает
там, что сам
Рамбам был
далек от
того, чтобы
верить в эту
концепцию.
[8] Один
из известных
ученых,
которые
занимались
этой темой -
это Ян
Стивенсон.
Тем не менее,
возможны и
другие
объяснения
этого феномена.
Например, возможно,
что общая
душа
(коллективное
сознание,
Хроники
Акаши) дает
возможность
черпать
информацию,
сохранившуюся
при жизнях других
людей. Может
быть,
резонанс
разных людей
происходит
при контакте
с определенными
крупицами
информации,
которые
находятся на той
же волне, что
и сознание
данного
человека. Таким
образом,
человеку
может показаться,
что память предыдущей
жизни относится
к нему
самому.
[9] Рав
Ефим
Свирский в
книге "Тора и
Психология"
и на аудио
уроках
приводит
немало примеров
этого
феномена.
[10] Пионером
этих
исследований
является
наверно Джоэль
Уиттон, книги
которого
были
опубликованы
еще до моего рождения.
[11] Например,
суд
"старейшин"
из
продвинутых
(праведных)
душ людей и
присутствие
Творца
(Шехина),
которое чувствуется
на этом суде, случаи
сбрасывания душой
вины на тело, а
также представление
о "небесах"
(ган эдене), как
о месте
изучения и
обучения.
[12] Хотя
большинство
не
занимались
этим конкретным
вопросом, и
на данный
момент еще не
достаточно
информации,
чтобы прийти
к точным
заключениям.
[13] См. Аризаль,
Шаар
Агилгулим, 22,
Сефер Акане,
со слов «сод
веонеш
гилгуль аль
хаарайот», см.
также Бах к
Орах Хаим, 46 по
отношению к
благословению,
что
Всевышний не
спустил мою
душу в тело
нееврея. В
нашей литературе
существуют
также
обсуждения о
природе душ гейрим,
а сегодня интересно
было бы
узнать о душах
тинок
шенишба и балей
тшува.
[14] Интересно,
что и среди
других наций
есть те, кто, похоже,
обычно
возвращаются
назад в той
же местности и
национальности
(как например
Тибетцы), в то
время как
другие
возвращаются
в разных местах
и "пробуют"
разные
"профессии".
[15] Не
исключено,
что иногда
решение
вернуться
неевреем –
является результатом
выбора самой
души, см. ниже.
[16] См.
также Рав
Йонасан
Гершом: "Beyond the Ashes",
где автор
обсуждает
эту тему.