Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Йитро.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Ответы
на вопросы
для детей
(Тора для
«младших
школьников»):
Кем именно
приходился Йитро Моше?
По
большинству
мнений, Йитро
был отцом Ципоры
и тестем Моше,
но
существует
мнение, что
он был
старшим
братом Ципоры.
Согласно Хазаль, Йитро
также
породнился с
Аароном.
Каким
образом?
Есть мнение,
что жена Элазара
сына Аарона
была из
потомков Йитро.
Где Тора
описала
рождение Гершома?
А когда
именно
родился Элиэзер?
Рождение Гершома
было описано в
Главе Шемот
(2:22), а когда
родился Элиэзер
в Торе не
написано. По
многим
мнениям, он
как раз
родился,
когда Моше
поехал с
семьей в
Египет, и его
обрезала в пути
Ципора,
но потом она
уже не
продолжала
путь, а вернулась
к отцу. В
всяком
случае, его
имя мы
впервые
узнаем в
нашей главе.
Считаются
ли имена Гершом
и Гершон
вариациями
одного имени?
Гершом и
Гершон
считаются
разными
именами, и
возможно, что
даже их
этимология
отличается. Гершом
происходит
от слов Гер Шам – жил
там (Шемот
2:22), а Гершон
возможно
связано со
словом Геруш
(изгнание).
А что насчет
имен Элиэзер
и Элазар?
Элиэзер и Элазар
– это разные
имена, но
видимо их
смысл одинаковый
(мой Б-г
помогает).
Как сама
Тора
называет «Асерет
Адиброт»
(десять
изречений)?
Асерет Адварим.
А где
написано, что
всего
изречений
было десять?
В нашей
главе Тора не
использует
выражение òÂùÒÆøÆú äÇãÌÀáÈøÄéí, но
оно
используется
в
главах Ки
Тиса, Ваэтханан
и Экев.
Почему в
некоторых
синагогах
при чтении «Асерет Адиброт»
встают?
В память о
том, как
евреи в
трепете услышали
эти слова. Но
есть мудрецы,
которые
наоборот
против этого
обычая,
говоря что не
следует
особенно
отличать
никакую часть
Торы, иначе
простые люди
могут
подумать, что
только эти
слова Торы
были даны
Всевышним, а
на самом деле
вся Тора от
Творца.
Почему в
некоторых
синагогах,
когда «Асерет
Адиброт»
читают в Шавуот,
то некоторые
буквы
произносят
не так же как
при чтении в
этот Шабат?
В Шавуот
принято
читать
каждое из
десяти
изречений,
как
отдельное
предложение,
и иногда произношение
меняется в
зависимости
от того,
находится ли
слово в конце
предложения.
(Сегодня
наиболее
распространен
обычай,
читать в Шаббат
Йитро
так же как в Шавуот).
Сколько
всего букв в Асерет Адиброт?
620.
Ответы
на вопросы к
главе Торы:
В какой день
недели наш
народ
услышал «Асерет
Адиброт?»
А почему этот
день
считается
днем «Дарованием
Торы»?
Согласно
Талмуду, мы
получили
«Синайское Откровение»
в Шаббат.
Этот день
называется
днем
«Дарованием
Торы», хотя мы
получили
Только
небольшую
часть Торы,
но это был
единственный
случай, когда
весь наш
народ получил
пророческое
откровение.
Вся остальная
Тора была
передана
через Моше.
Более того, в
каком-то
смысле эти
десять изречений
содержат и
подсказывают
остальные
заповеди
Торы.
В будние дни
все три
молитвы Шмоне
Эсре одинаковые,
но в Субботу Шахарит, Минха и Арвит
отличаются
друг от
друга.
Почему?
Три молитвы
в Шаббат
соответствуют
трем
аспектам
Субботы. Вечерняя
молитва
упоминает
Творение Мира,
когда
Всевышний
«отдыхал» в Шаббат.
Утренняя
молитва
упоминает
«Дарование Торы»
в Шаббат.
А Минха
подсказывает
Бедующий Мир,
который
подобен Шаббат.
Интересно,
что Ашкеназим
не говорят в Арвит «Йисмеху
Бемалхут’ха»,
т.к. во время
Творения
Мира еще не было
евреев, чтобы
радоваться в Шаббат, а
наоборот в Шахарит
не говорят Зехер Лемаасе
Берешит,
т.к. тема
утренней
молитвы не
Маасе Берешит,
а Дарование
Торы. Также,
хотя по Ашкеназкому
Нусаху, в Минху
обычно не
говорят
полный вариаен
благословения
Сим Шалом,
(т.к. броха
Сим Шалом
установлена
супротив брохи
коэнов, а
в Минху коэны не
благословляют
народ), но в Минху Шаббата,
обычай
многих Ашкеназим
говорить Сим
Шалом.
Как можно
каждый день
выполнять
заповедь «Захор
Эт Йом
Ашабат»
(помни о Дне
Субботнем)?
Если
человек
считает дни
«после Шаббата»,
он каждый
день помнит о
Субботе. Ведь
у нас нет
называний
дней, только
номера дней
недели после
Субботы. На
этом основан
обычай каждый
день читать
«Псалом этого
дня» и
говорить
перед этим
«сегодня
такой-то день
после Шаббата».
Также, у
некоторых
мудрецов был
обычай заранее
откладывать
самое лучшее
на Шаббат.
Ответы
на вопросы на
сообразительность
и на
эрудицию:
Какие две
книги этики и
морали были
написаны в
Испании
примерно в
один период
времени (в 14
веке) и
называются
одинаково?
Две книги «Менорат Амеор».
Одну написал
Рабби Ицхак Абуав, а
вторую –
Рабби Йисраэль
Алнакава.
Два
основных
комментатора
секции Орах
Хаим Шулхан
Аруха
называются Маген
Авраам и Туре
Захав
(сокращенно
«Таз»). А какое
еще название
есть Таза?
Маген Давид.
Автора звали
Рабби Давид,
и он назвал
свой
комментарий
также «Шит
Давида».
Какой из
основных
комментаторов
Шулхан Аруха
(Магией Эрец)
также
написал два
важных
комментария
к Туру?
Комментарий
к секции Хешен
Мишпат – Сефер Меирот
Эйнаим
(сокращенно Сма)
написал тот
же мудрец
Рабби Йехошуа
Фалк, что
и
комментарии Приша и Друша к
Туру.
Ответы
на вопросы по Халахе:
Может ли
глухой
человек
выполнить
заповедь
чтения Мегилы
в Пурим?
Если глухой
человек
может
разговаривать,
то по
некоторым
мнениям, он
выполняет заповедь
если сам
прочтет Мегилу
по свитку,
хотя он сам
себя не
слышит.
Если в
общине никто
не умеет
читать Мегилу,
как
поступить?
Можно
выбрать
кого-то, кто
может читать
лучше других,
и он смотрит
на каждый
стих в напечатанном
издании, а
потом прочитывает
его из свитка
(а можно
сделать, чтобы
он сначала
слышал стих с
магнитофонной
кассеты, а
потом
прочитывал
его из
свитка). Около
него стоит
пара человек,
которые внимательно
следят за его
чтением по
напечатанному
изданию, и
поправляют
его в случае
необходимости.
Если
находишься в
месте, где
нет
кошерного свитка
Мегилат
Эстер, что
делать?
Шулхан Арух
(688:7) пишет, что
если человек
знает, что у
него не будет
свитка Мегилы
в Пурим
(например, он
уплывает на
корабле), то
пусть ему
прочитают до
этого без брохи,
и даже в
начале
месяца
(желательно
сделать это в
миньяне).
В другом
месте Шулхан
Арух (691:10)
пишет, что
если у
человека нет
кошерного свитка
Мегилы,
то пусть
прочитает
без брохи
по некошерному.
В наше время
читают из
напечатанного
издания (хотя
буква закона
этим не
исполняется).
Кроме этого в
наше время
можно
услышать
чтение Мегилы
по телефону
(или с
помощью
других
приборов при
прямой
трансляции).
Хотя по
большинству
мнений и этим
невозможно
выполнить
заповедь по
букве закона,
но это лучше
чем ничего, и
хотя бы
выполняется
дух закона.
Поучения,
Афоризмы:
(Мехилта,
Йитро к
стиху 20:15): «И
весь народ видел
голоса».
Рабби Йишмаэль
считает, что
они слышали
то, что
обычно слышат,
а видели то,
что обычно
видят. А
Рабби Акива
говорит, что
наш народ [не
только]
слышал, но и
видел
огненные
голоса.