Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Везот
Абраха.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Ответы
на вопросы
для детей
(Тора для
«младших
школьников»):
Обычно
главу Везот
Абраха
читают не в Шаббат, а в
Симхат
Тору. А
бывает ли,
что эту главу
читают в Шаббат?
Второй день Шмини Ацерет,
который мы
называем Симхат
Тора, т.к.
заканчиваем
чтение Торы,
никогда не
попадает на Шаббат. Но
в Израиле
празднуется
только один
день Шмини
Ацерет, и
соответственно
он и есть Симхат
Тора, и тогда
читают главу Везот Абраха.
Этот день
иногда
попадает на Шаббат
(как в этом
году).
Кто из
родоначальников
колен умер не
за грех? Где
подсказано?
Согласно
Талмуду (Шаббат
55б; но см. Зоар
1:53а, который
упоминает
также Йехошуа)
четверо
умерли из-за
«подстрекательства
змеи» (т.е. из-за
греха Адама):
Биньямин, Амрам,
Йишай
(отец Давида)
и Кил’ав
(сын Давида
от пророчицы Авигаил,
который был
далек от
политики, и
за всю жизнь
ни разу не
согрешил).
Талмуд
находит подсказку
в стихах на
то, что Йишай
умер из-за
«подстрекательства
змеи». А Виленский
Гаон считает,
что в нашей
главе
подсказано,
что Биньямин
умер
безгрешным:
«О Биньямине
сказал: Любимый
Г-сподом, он
в
безопасности
пребудет при
Нем» (Деварим
33:12).
А сколько
всего есть
глав в Торе?
В Торе 54
парши, но их
почти
никогда не
читают все
отдельно, т.к.
в
большинство
лет нет 54
Суббот,
которые бы не
попали на
праздники.
Только в
некоторые
високосные
годы мы
читаем все 54
главы отдельно.
Заметим,
что в
некоторых
источниках
упоминается,
что в Торе 53 паршийот,
как гематрия
слова «ган»
(сад), и видимо
тогда
считаются
вместе главы Ницавим и Ваелех, (и
возможно в
старые
времена их не
приходилось
разделять,
т.к. чтение
Торы
заканчивали
перед Йом
Кипуром,
а не в Шмини
Ацерет,
см. Шааре Зоар, Мегила
30б; вдобавок
существовали
и другие
обычаи, например,
Тору разделяли
на 154 или 175 седера,
и
заканчивали
читать раз в
три или три с
половиной
года, см.
также Шу”т Йехуда
Яале, Хошен
Мишпат 2:266).
Это слово
есть в нашей
главе, и
также с него начинается
молитва,
которую мы
произносим
трижды в
день. Что это
за слово?
«Ашре» -
счастливы.
Это слово
встречается
в нашей главе
(33:29) «Счастлив
ты, Исраэль!»
Также со стихов
«Ашре» мы
начинаем
читать
молитву Техила
Ледавид
(145 псалом),
который
читают
трижды в день
(Берахот
4б).
А где это
слово уже
встречалось
в Торе?
Когда Зилпа
родила
своего
второго сына,
Леа от
счастья
назвала его Ашер (áÌÀàÈùÑÀøÄé ëÌÄé àÄùÌÑÀøåÌðÄé áÌÈðåÉú).
Ответы
на вопросы к
главе Торы:
«А вот
благословение,
которым
благословил Моше,
человек Б-жий,
сынов
Исраэля
перед
смертью
своей» (Деварим
33:1). Почему
используется
выражение «везот» (а
вот)?
Простой
смысл, что
после того,
как были описаны
проклятья за
непослушание,
Тора использует
выражение «а
вот благословение»
(см. Рашбам).
А согласно
некоторым мидрашам,
выражение «везот»
подчеркивает,
что Моше
продолжил
благословение
с того места,
где остановился
Яков, слова
которого
тоже закончились
выражением (Берешит 49:28) «везот» (см. Берешит Рабба 100:12, см.
также Рамбан
к нашему
стиху,
который дает
этому
Каббалистическое
объяснение).
А
существует
ли связь
между
благословениями
Билама и
благословениями
Моше?
Да.
Некоторые Мидраши
(см. Танхума
к началу
нашей главы)
действительно
толкуют
слово «везот»
контрастируя
благословение
Моше с
благословением
Билама.
Билам не
захотел
благословить
наш народ полностью,
но пришел Моше
и
благословил
нас, как
подобает,
поэтому сказано
«А вот
благословение,
которым
благословил Моше».
А что значит
выражение «Иш А-Э-локим»
(человек Б-жий)?
А где еще это
выражение
используется
по отношению
к Моше? А
называет ли
Тора кого-нибудь
кроме Моше
«Иш А-Э-локим»?
Простой
смысл
выражения «Иш А-Э-локим»,
указывает на
святого
пророка,
который полностью
примкнул к
Творцу. В
данном
случае, Тора
подчеркивает,
что
благословения
Моше
были не
просто его
пожеланиями,
а пророческим
откровением.
Но
существует и
более
глубокое
мистическое
объяснение,
почему Моше
называется «Иш А-Э-локим»,
и почему
используется
именно это
Имя Творца, а
не главное
Четырехбуквенное
Имя (см. Рамбан
и Р. Бахье).
Кроме нашей
главы, в
псалмах (90:1) Моше
называется «Иш А-Э-локим»,
а также в
Книге Йехошуа
(14:6) и Дивре Аямим (1:23:14 и
2:30:16). Это
выражение (а
также
выражение «Иш Э-локим»
без
определенного
артикля ä)
используется
в Танахе
и по
отношению ко другим
пророкам (см.
например Шмуэль
1:2:27, 1:9:6, Мелахим
1:12:22, 1:13:1, 1:17:24, 2:1:9, Сифре
к началу
нашей главы
приводит, что
всего десять
человек
названы «Иш
А-Э-локим»),
в том числе Шмуэлю, Элияху и Элише.
Также ангел,
который
открылся
родителям Шимшона,
называется «Иш А-Э-локим»
(Шофтим 13:6;
возможно
мама Шишмона
сначала
приняла его
за пророка, а
согласно Ралбагу
это и был
пророк, а не
ангел).
Ответы
на вопросы на
сообразительность
и на
эрудицию:
Где Талмуд
упоминает
мудреца,
который прожил
400 лет?
В Трактате Эйрувин
(54б)
упоминается,
что за то, что
Р. Перида
терпеливо
объяснял
ученику по 400
раз, он заслужить
прожить 400 лет.
Р. Реувен Маргулиос
(Дарке Аталмуд Вехидотав,
стр 58,
см. также Ницуце
Ор к нашей
странице
Талмуда)
доказывает,
что здесь
допущена
опечатка, т.к.
если бы этот раввин
прожил 400 лет,
то он бы
дожил до
времен Гаоним,
и такой факт
был бы хорошо
известен,
поэтому он
предполагает,
что стояла буква
ú' с
апострофом,
которая
указывала на
число 90 (úùòéí)
но
переписчики
по ошибке
подумали, что
имеется в
виду 400 (как гематрия
буквы тав).
Где Раши
цитирует
раннего Ришона
из Италии,
которой был
также ученым,
и написал
комментарий
к Сефер Ецира
(Книге
Творения)?
На странице
56а в трактате Эйрувин, Раши
цитирует
книгу Рава Шабтай Доноло «Тахкемони»
(в наших
изданиях две
опечатки в Раши, и
фамилия дана
как ãèì"å, а
книга, как çëîåðé).
Какие
овощи
наиболее полезны?
Чеснок,
зеленый лук,
и в
определенных
случаях
редиска (см. Эйрувин
56а, см. второе
объяснение Раши).
Ответы
на вопросы по Халахе:
Можно ли
цитировать
сказанное
мудрецом, не
упоминая его
имени?
Талмуд (Мегила 15а)
подчеркивает,
что следует
упоминать
имя мудреца,
когда его
цитируют, и
это приводит
«избавление в
мир» (см. также Ялкут Шимони,
960). Тем более
запрещено
заниматься
плагиатом,
т.е.
присваивать
себе чужие
идеи.
А можно
ли наоборот
говорить от
имени мудреца
то, что на
самом деле
сказал не он?
Казалось
бы, и
говорить от
имени
мудреца то,
что он не
говорил (или
присваивать
ему свое
мнение)
должно быть
запрещено. На
самом деле
сказано в
конце Масехет
Кала, что
делающий так
приводит к
тому, что Присутствие
Творца
покидает наш
народ (см. также
Берахот
27б, хотя там
речь идет о
своем
раввине). Тем
не менее, мы
находим в
Талмуде (Эйрувин
51а) что
однажды Рабба
сказал
определенную
халаху
Раву Йосефу
от имени Р. Йосе,
чтобы Рав
Йосеф
принял это
мнение (у
Рабби Йосе
была такая
хорошая
репутация,
что его
мнение
всегда
принимали).
Также Раши
интерпретирует
слова
Талмуда (Песахим
112а) что если
человек
хочет, чтобы
его слова были
услышаны и
приняты,
пусть скажет
их от имени
великого
человека. Но
у этого
Талмудического
утверждения
есть другие
интерпретации,
в том числе
противоположные
Раши, да и
историю с Раббой
из Трактата Эйрувин
можно
интерпретировать
по-другому
(см. Ницуце
Ор). Что
касается
практической
халахи,
говорить от
имени
мудрецов то,
что они не говорили,
обычно не
рекомендуется,
но при определенных
обстоятельствах,
когда
говорящий
уверен в том,
что он
сообщает, но
он знает, что
его не будут
слушать,
можно
сказать это
от имени
авторитетного
человека (но
см. Шу”т Шевет Алеви
11:46).
Можно ли
в Шаббат
пешком идти
из одного
района Нью
Йорка в
другой?
В случае
большинства
районов, да,
но из Бруклина
в Стейтен
Айлэнд
или назад
нельзя
ходить в
Субботу.
Поучения,
Афоризмы:
(Эйрувин
53а) В Йехуде
(южном
Израиле) были
осторожны в
отношении четкого
произношения
слов и
концепций, а
также делали
знаки (симаним)
мнемоники
(чтобы хорошо
запомнить) и
поэтому их
учение было
успешным
(досл.
«оставалось в
их руках»), но в
Галилеи
(северном
Израиле) не
произносили
четко, и не
делали
знаков, поэтому
их учение не
было
успешным.