Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Везот
Хабраха.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Ответы
на вопросы
для детей
(Тора для
«младших
школьников»):
С какого
стиха в нашей
главе обычно
начинают
обучать
детей Торе?
(Деварим
33:4) «Тору
заповедал
нам Моше, —
наследие
общине Якова»
(см. Кицур Шулхан Арух 165:10).
А какой еще
стих обычно
произносят с
детьми, когда
они начинают
говорить?
Шма Йисраэль.
Какой из
сыновей
Якова не
упомянут в
благословениях
Моше?
Шимон (см. Ибн Эзра и Рамбан
к шестому
стиху и Раши
к седьмому
стиху).
Где в нашей
главе
подсказано,
что многие Левиты
будут
учителями
Торы? А из
какого еще колена
было много
знающих
мудрецов?
Про Левитов
сказано (Деварим
33:10) «Учат
правопорядкам Твоим Якова»,
и также
потомки Йиссахара
были очень
знающими (см. Дивре Аямим
1:12:33 и Талмуд, Йома
26а).
На чьей
территории
находилась
самая святая
часть
Иерусалимского
Храма? Где
это подсказано?
А на чьей
территории
был Храм в
Шило?
Большая
часть
Святого
Храма была на
территории Йехуды, но
самое святое
было на
территории
Биньямина.
Это
подсказано в
его благословении
(33:12): «Он
укрывает его
всегда и меж
плеч его
пребывает». Насчет
Шило,
стих в Техилим
(78:67) указывает
на то, что
этот город
был на территории
Йосефа,
но у Хазаль
есть мнение,
что самая
святая часть
Шило была на
территории
Биньямина
(см. Зевахим
118б).
А с чьей
территории
приносили
оливковое масло
для нужд
Храма?
С
территории Ашера, как
сказано (33:24) «и
окунать
будет в масло
ногу свою» (см. Менахот
85б).
Ответы
на вопросы к
главе Торы:
Где в нашей
главе
согласно Хазаль
подсказано,
на чьей
территории
был хилазон
из которого
добывали техелет?
В
благословении
Зевулуна
сказано (33:19):
«Ибо
изобилием
морским
питаться будут и
сокровищами,
сокрытыми в
песке», что
согласно Хазаль
подсказывает
в том числе «хилахон»
(см. Мегила
6а). Сравнительно
недавно
удалось
найти
наиболее
вероятного
«кандидата» в хилазоны
и возродить
эту мицву,
причем один
из главных
участников
этого возрождения,
который
впервые за
более чем тысячу
лет надел цицит
с голубой
нитью из хилазона
– наш бывший
земляк, Рав
Элияу Тавгер!
Где в нашей главе
возможно
подсказана
реинкарнация?
Моше
благословил Реувена
словами: «Да
будет жить Реувен и
не умрет».
Разумеется,
как и все
благословения,
эта
многослойная
броха в
основном
относится ко всему
колену, но
также может
включать
подсказки по
отношению к
отдельным
людям (так же как
например броха
Якова колену
Дана
подсказывает
судьбу Шимшона).
Арамейский
перевод
данной брохи
åîåúà úðéðà ìà
éîåú (и не умрет второй
раз), и видимо Онкелос
так переводит,
потому
что иначе
вторая часть
фразы
кажется
лишней, раз
уже сказано,
что он будет
жить. Мудрецы
Кабалы
объясняют, что
сыновья
Якова (кроме
Биньямина, но
включая Йосефа)
снова пришли
в этот мир,
когда
Римляне преследовали
наш народ, и
были зверски
убиты (они
пострадали
за продажу Йосефа, а
сам Йосеф
за то, что
говорил
против них «лошон ара»
отцу). Тем не
менее,
одиннадцатый
мудрец (Реувен)
– Рабби Элиэезер
Агадоль
хотя был
посажен в
тюрьму (как
он когда-то
посоветовал
сбросить Йосефа
в яму), в
результате
спасся (см. Авода
Зара 16б и Зоар Хадаш
к Эйха, комментарии
Рамбана
и Рабену Бахьи; см. также
подробное
обсуждение в
ГР”А к Зоару
2:254, согласно
которому дети
Якова в
данном
случае не
родились заново,
а только
присоединились
к этим мудрецам
временно).
Возможно,
именно
судьба Рабби Элиэзера
подсказана в
благословении
Реувена
(поэтому его
называли Агадоль
«старшим» из
братьев, см.
также
предисловие Радаля к
Пирке ДеРабби
Элиэзер).
На чьей
территории
был
похоронен Моше?
Согласно Хазаль, Моше был
похоронен на
территории
Гада, как
подсказано в
его
благословении
(33:21) «ибо там
удел законодателя сокрыт»
(см. Сота
13б, но существуют
и альтернативные
интерпретации
в
комментариях Ибн Эзры,
Абарбанеля
и других).
Хотя Нево
находилось
на
территории Реувена
(см. Бемидбар
32:38), возможно та
часть горы,
куда
поднялся Моше
и где он ушел
из этого
мира, была
немного севернее,
на
территории Гада. А
Талмуд
считает, что Моше умер на
территории Реувена, и Сам
Всевышний
перенес его
тело на
территорию
Гада.
Ответы
на вопросы на
сообразительность
и на
эрудицию:
Можно ли
сделать
кошерную
крышу Сукки,
через
которую не
протекает
дождь?
Теоретически
по
большинству
мнений можно
сделать схах,
через
который
почти не
попадает
дождь. Такой схах был
запатентован
30 лет назад, и
большинство
раввинов
согласились,
что он кошерен.
Как может
быть, что ни
один еврей
два года подряд
не выполнил мицву из
Торы
поднимать Лулав и
остальные растения?
Если два
года подряд
первый день Суккота
попадает на Шаббат, а
это
единственный
день
когда мицва
поднимать
четыре
растения из
Торы. В следующий
раз такое
произойдет
через семь
лет.
Согласно Виленскому
Гаону,
сколько в
словах Хазаль
упомянуто некошерных
видов Сукки,
и сколько
кошерных, и
как это
подсказано?
Виленский Гаон
считал, что
всего наши
мудрецы
упоминает 85 некошерных
видов Сукки,
как гематрия
слова ñëäнаписанного
в неполной
форме без вава,
а кошерных – 91,
как гематрия
слова ñåëä
в полной
форме (см.
предисловие
к книге Пеат
Ашулхан).
Ответы
на вопросы по Халахе:
Если у Этрога
отломался
«питом» можно
ли его
использовать
после
первого дня
праздника?
Есть
диспут на
этот счет, и если
очень
требуется, то
можно
положиться
на мягкое
мнение (см. Мишна
Берура 649:36).
Если
подняли все
четыре
растения в
пакете, или, держа
одной рукой,
выполнили ли
заповедь?
Невозможно
выполнить
заповедь,
поднимая растения
в пакете.
Когда
поднимают
четыре растения,
нужно их держать
руками,
причем Этрог
– левой, а
остальные
три растения
– правой. Если
подняли
по-другому,
если диспут,
выполнили ли
заповедь,
поэтому
следует снова
поднять, но
без
благословения
(см. Мишна Берура 651:19).
До
какого
времени
нужно
помолиться Мусаф в Симхат
Тора?
Мусаф
всегда лехатхила
молятся
только до
часа после полудня,
и только
после факта
можно молиться
позже. Кроме
этого, если
наступило
время Минхи
(полчаса
после
полудня), то
требуется
молиться Минху
до Мусафа.
Поэтому
нехорошо
поступают в
синагогах, где
затягивают «хакафот», и
молятся Мусаф
позже
положенного времени
(а Сефардим
вообще
делают «хакафот»
после Мусафа).
Поучения,
Афоризмы:
(Мидраш
Танхума, Везот
Хабраха,6): «И
праведнику
воздается на
земле, тем
более злодею
и грешнику» (Мишле 11:31).
Этот стих
сказан
насчет Моше.
Если уж такой
праведник
как Моше,
подобному
которому не
было среди
всех пророков
и мудрецов,
но и он не мог
спастись от смерти
[в наказание
за свою
провинность],
тем более,
что
грешникам
[воздастся по
заслугам при
жизни или
после смерти,
см. Мецудот
Давид, Мишле
11:31].