Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Везот
Хабраха.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Ответы
на вопросы к
главе Торы:
В нашей
главе Моше
благословил
все колена,
кроме Шимона
(чье
благословение
возможно
включено в броху Йехуды).
Он начал с Реувена,
и перед
благословениями
следующих
колен, Тора
начинает со
слов: А
такому-то
(колену) он
сказал
(например, а
Леви он
сказал; Бинямину
он сказал, и
т.д.) А благословения
каких колен,
Тора не
начинает с
данной фразы
и почему?
В случае Йехуды,
Тора говорит
дословно «А
вот для Йехуды».
Причина
согласно Хазаль
в том, что
именно когда Йехуда
признал свой
грех с Тамар,
то и Реубен
нашел силы
признать
свой грех (Сота
7б). Вдобавок,
согласно
кабалистам,
слово «Зот»
подсказывает
Малхут –
Царство (см. Рамбан и Рабейну Бахъе).
Также благословение
Иссахара
не написано
отдельно, а
вместе с Зевулуном:
«А о 3евулуне
он сказал:
Радуйся, Зевулун,
при выходе
твоем, и ты, Иссахар, в
шатрах
твоих»,
возможно,
чтобы
подсказать
особую
близость
этих братьев,
которые согласно
Хазаль
были
«партнерами»: Иссахар
изучал Тору,
а Зевулун
его
содержал.
В
благословении
колена Леви, Моше
сказал (Деварим
33:11) «Благослови,
Господи, его
рать и к
деянию рук
его
благоволи». Из
этого стиха,
Талмуд учит
интересный
закон, по
отношению к
службе коэна,
который
оказался некошерным.
Какой это
закон?
Если даже коэн
оказался «халаль»
(родившимся
от некошерной
для коэна
мамы), его
служба в
Храме после
факта засчитывается
(см. также Рамбам,
Биат Амикдаш
6:10 и Кесеф Мишна там).
Насчет
стиха (Деварим 33:27)
«Обиталищем
Б-га
Предвечного
…» Хазаль
приводят, что
в свое время
возник
диспут о написании
одного из
слов. Какого?
Была
неуверенность,
писать ли
букву Хей
в конце слова
îÀòÉðÈä -
Обиталищем (Йерушалми,
Таанит 20б,
Масехет Софрим 6:4).
Ответы
на вопросы на
сообразительность
и на
эрудицию.
Существует
четыре
мнения о том,
как правильно
упоминать Шмини Ацерет
в наших
молитвах.
Какие это
мнения, и на
чем они
основаны?
Есть мнение,
что т.к. Шмини
Ацерет не
называется словом
праздник – «Хаг»,
то
соответственно
и в наших
молитвах его
следует
просто
называть
день «Шмини
Ацерет»
(Рема, 668:1).
По другому
мнению,
следует его
называть «Шмини
Ацерет ХаХаг Хазе»
- Шмини Ацерет
этого
праздника, в
смысле, это
восьмой день
отдыха после
семидневного
праздника Суккот (см.
Таз 668:1, таков нусах в
большинстве Хасидских
Сидуров).
С другой
стороны, ГР”А считал,
что и Шмини
Ацерет
называется в
словах Хазаль
«праздником»,
и
соответственно
в Сидурах
нусах Ашкеназ
напечатано: «Йом (Ха)Шмини
Хаг ХаАцерет
Хазе», а в Сефардских
Сидурах –
без определенных
артиклей Хей:
«Йом Шмини
Хаг Ацерет
Хазе».
Какое
событие
произошло в Шмини Ацерет
во время царя
Шломо?
Шмини Ацерет
упоминается
в Дивре Аямим (2:7:9). В
этот день
закончилось
также
празднование
по поводу
инаугурации
Храма, и мы
читаем в Хафторе
этого дня,
как народ
благословил
их царя Шломо
(Мелахим
1:8:66).
А какое
событие
произошло в Хошану Раббу в
начале
Второго
Храма?
Пророку Хагай
(2:1) было
сказано
пророчество
про Второй
Храм.
Возможно, что
и наш обычай
трясти
ивовые ветки
был
установлен в
память об
этом.
Ответы
на вопросы по Халахе:
Какая более
правильная
огласовка
благословения
«сидеть в
шалаше»: «Лейшев
Басука»
(через цере)
или «Лишев
Басука»
(через хирик)?
В
большинстве сидуров
напечатана
гласная цере
ìÅéùÑÅá
áÌÇñÌËëÌÈä, и
так считает При Мегадим,
но Рав Овадия Йосеф
считает, что
правильно
произносить
через хирик
«Ливев Басука».
Если
человек поел
трапезу в Сукке,
и позже, не
выходя из Сукки,
хочет снова
поесть хлеба,
нужно ли
снова делать броху «Лейшев
Басука»?
Нет. Т.к. по
большинству
мнений,
благословение
на сидение в Сукке не
связано с
едой, то если
человек не
выходил из Сукки (или
выходил лишь
ненадолго),
то ему нельзя
заново
делать броху
лишь потому,
что он
начинает
новую
трапезу.
А если
человек
вообще не собирается
есть хлеб,
так что же
ему вообще не
делать броху
на «сидение в Сукке»?
Ведь и сидеть
в Сукке –
это мицва!
Согласно Мишне Беруре,
действительно
тот, кто не собирается
есть в Сукке,
делает
благословение
просто на
сидение в Сукке,
ведь это тоже
мицва. Но
обычай
большинства
не делать броху
кроме как
если едят
хлеб
(размером
больше яйца). Также
в случае мучного
(мезонот), ашкеназим
делают броху если
едят более объема
яйца (но
сначала
следует
сделать броху
на Сукку,
а потом «боре минэ мехонот»),
а Сефардим
делают
благословение
на сидение в Сукке только
если едят мучное
размером с
четыре яйца.
Поучения,
Шутки,
Афоризмы:
(Талмуд, Сукка
28б): Дождь [в
первую ночь] Суккота
считается
плохим
знамением.
Это подобно слуге,
который
хотел
разбавить
вино господину,
а тот
выплеснул
ему в лицо
весь графин.