Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Вайишлах.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Ответы
на вопросы
для детей
(Тора для
«младших
школьников»):
В
каком месте
встретились
Яков с Эсавом?
С
правой
стороны реки
Иордан,
недалеко от притока
Ябок
(примерно
посередине
между Озером Кинерет и
Мертвым
Морем).
Где в
нашей главе
точки над
буквами?
В
слове åÇéÌÄùÌÑÈ÷ÅäåÌ «и
поцеловал» (33:4).
Какая буква
в нашей главе
большая?
По
некоторым
мнениям, Заин
в слове 34:33 äëæåðä написана
большой
(первое
мнение в «Отийот
Де-Рабби Акива»;
Махзор Витри, 522), но
другие
спорят с этим
(см. Минхат
Шай) и
сегодня
обычно в
свитках
пишут этот Заин как
обычные
буквы, а
большим
пишут Заин
в конце
последнего
пророка Малахи
(3:22): æÄëÀøåÌ úÌåÉøÇú
îÉùÑÆä òÇáÀãÌÄé
(Помните Тору
Моше,
моего слуги).
А где в нашей
главе парша
(новый
параграф) посередине
стиха?
В стихе 35:22,
после греха Реувена
говориться,
что у Якова
было 12 детей.
Видимо идея
пропуска
здесь, как
три точки
(невозможно
представить реакцию
Якова, когда
он услышал,
что произошло
… но Реувен
не был выгнан
из семьи, и
остался
одним из сыновей
Якова, хотя
потерял
привилегии
первенца).
Как сначала
назвала Рахель
своего
последнего
сына?
Бен-Они (сын
моей печали).
Сколь
всего было
сыновей у Эйсава?
Пятеро (но
согласно
некоторым
комментаторам,
Корах
был не сыном Эйсава, а
сыном его
жены от Элифаза,
и тогда всего
сыновей Эйсава
было
четверо).
Где в нашей
главе
согласно Хазаль
подсказан
Рим?
В стихе 36:43,
среди
предводителей
Эйсава
упомянут
«предводитель
Магдиэль»,
из которого
согласно Хазаль
вышел
основоположник
Рима (Раши
от имени Берешит
Рабба 83:4 и
Пирке
Де-Рабби Элиэзер
38, см. также Рамбан
к этому
стиху).
Ответы
на вопросы к
главе Торы:
(Берешит
32:17) «И повелел
он первому,
говоря: Когда
встретит
тебя Эсав,
брат мой, и
спросит тебя,
говоря: Чей
ты и куда
идешь? И кому
эти [подарки]
пред тобою?» В
слове «ты» (А́та)
в этом стихе
огласовка и
ударение не
совсем
обычны.
Почему?
Обычно,
слово Ата̒
(ты) имеет
ударение на
последний
слог, и гласную
«патах» под
Алефом àÇúÌÈä, но если
это конец предложения,
или конец
фразы, то А́та
как правило
имеет
ударение на
первый слог, и
гласную «камац»
- àÈúÌÈä
(также в
наших
молитвах,
например Ки техилатену
А́та,
пауза). В
нашем стихе,
хотя в слове А̒та
гласная патах,
тем не менее,
ударение на
первый слог.
Р. Яков Каменецкий
объясняет,
что
фактически в
нашем стихе,
одно
предложение
внутри
другого
предложения.
Когда
цитируются
инструкции
Якова его посланнику,
то в словах
Якова, конец
фразы «Чей ты?»
требует
ударение на
первый слог,
но т.к. в общем
длинном
стихе, нота
этого слова – пашта не
разделяющая,
то гласная
остается
«патах». Камац
в слове Ата
ставится
только в
конце или
ровно
посередине
стиха, где
нота этнахта
(см. Эмет Леяков к
этому стиху,
и его
объяснения
других подобных
примеров из Танаха).
Наши
мудрецы учат
(см. Раши 33:4) «Халаха,
что Эйсав
ненавидит
Якова».
Почему здесь
используется
слово «Халаха»,
и значит ли
это, что
антисемитизм
– неизбежное
явление?
Тора
описывает,
что когда Эйсав
встретил
Якова, он его
поцеловал
(при этом слово
«и поцеловал»
выделено
специальными
точками над буквами).
Рабби Шимон
(Сифре, Бехаалотха
к стиху 9:10)
считает, что
хотя «Халаха,
что Эйсав
ненавидит
Якова, в
данном
случае он
поцеловал
его от
чистого
сердца». Не
совсем
понятно,
почему
используется
слово «Халаха»,
и из этого
примера
некоторые
хотят доказать,
что слово «Халаха»
может быть
применимо не
только к
законам, но и
к Агаде
(см. Маариц
Хаес, Берахот
31а). Но на самом
деле,
совершенно
неочевидно, что
правильная
версия этого
изречения имеет
слово «Халаха».
В Ялкут Шимони (722)
приводится
вместо слова äìëä слово åäìà – «а разве
же Эйсав
не ненавидит
Якова?» Что
касается
общего смысла
этого
утверждения,
во-первых
неочевидно,
что имеется в
виду весь
нееврейский
мир. Простой
его смысл,
что именно Эйсав
ненавидел Якова.
Кроме того,
даже если
имеется в
виду не
только сам Эйсав, но и
его потомки Эдумяне,
это была лишь
небольшая
нация около
Мертвого
Моря, которая
разумеется
не включает
всех неевреев
(хотя позже
Римскую
Империю
стали
ассоциировать
с Эдомом,
тем более что
именно они
поставили
над нами
кровожадного
Царя Ирода).
Наконец, это
утверждение, Мидраш
приводит от
имени Рабби Шимона, и
возможно не
все мудрецы
согласны с
Рабби Шимоном
(в Сифре
приводятся и
другие
мнения
насчет точек
над словом «Вайишакеху»,
и возможно
раз они не
согласны с
интерпретаций
Рабби Шимона,
то и не
согласны с
самой «халахой»,
что Эйсав
ненавидит
Якова;
заметим, что Рашбам
считает, что
Яков вообще
неправильно
понял
намерения Эйсава, и
тот не
собирался с
ним воевать,
а наоборот
собирался его
уважить, и
поэтому взял
с собой 400
людей).
Насчет
интерпретации
какого слова,
Рамбан
поменял свое
мнение, когда
приехал на
Святую Землю?
Слово ëÌÄáÀøÇú киврат (35:16),
означают
какое-то
расстояние.
Тора пишет «И
отправились
в путь из Бет-Эля.
И оставалось
еще кивра
земли идти до
Эфрата, и
рожала Рахель,
и у нее были
тяжелые
роды». Раши
сначала
приводит
мнение
грамматика Менахема,
что «кивра»
– довольно
большое
расстояние,
но сам Раши
считает, что
это
небольшой
отрезок пути,
возможно
около 4
километров (или
1 километр см. Раши, Берешит
48:7; слово «киврат»
также
упоминается
в истории с Нааманом, Мелахим 2:5:19). Рамбан же
сначала
предположил,
как и Радак,
что в слове ки-верат, ë это
предлог, а не
часть корня,
и корень áøä
связан с
трапезой
(сегодня мы
используем
это слово в
отношении
трапезы скорбящих,
когда им не
до еды и их
кормят
соседи и
друзья, «сьюдат
хавраа»).
Получается,
расстояние «ки-верат»
оценивали
как
дистанцию,
которую
человек проходит
с утра до
первой
большой
трапезы (обеда),
ведь на
завтрак они
только
немного
перекусывали.
Позже, когда Рамбан
приехал на
Святую Землю,
он увидел,
что могила Рахель
находится
очень близко к Бет Лехем,
и признал
правоту Раши,
что это
небольшое
расстояние
(здесь предполагается,
что место,
которое
считается могилой
Рахель –
это
действительно
ее могила,
хотя есть неуверенность
на этот счет).
Ответы
на вопросы на
сообразительность
и на
эрудицию:
Когда-то
кроме Хануки
и Пурима
существовало
множество
других дней,
в которые
нельзя
поститься,
из-за
годовщины
веселых
событий. В
какие еще дни
нельзя было
поститься в месяц
Кислев?
Мегилат Таанит
приводит, что
кроме Хануки
нельзя было
поститься
Третьего Кислева
(в этот день
произошло
одно из
знаменательных
событий во
время Хашмонаев),
Седьмого Кислева
(умер убийца
и изверг Царь
Ирод), и 21 Кислева
(когда наш
народ спасся
от доноса
Самаритян).
Где в Танахе
упоминается
месяц Кислев?
Месяц «Кислев»
с самим
названием
упоминается
в двух местах.
В пророке Зехария
(7:1) когда Зехарию
спросили
нужно ли
продолжать
поститься четыре
поста по
разрушению
Храма, и он
ответил, что
эти дни во
время
Второго
Храма будут
наоборот веселыми
праздниками.
Второй раз, «Кислев»
упомянут в
начале Книги Нехемия,
когда Нехемия
отпросился у
Персидского
Царя строить
Иерусалим.
Интересно,
что оба стиха
определенно
связаны с
будущим
чудом Хануки,
и
инаугурацией
Храма.
Где в Торе
четыре слова
подряд
начинаются на
буквы месяца Кислев?
Есть
один стих в Танахе,
где первые
буквы четырех
слов подряд
образуют «Кислев»,
когда
Всевышний
впервые
открывается Моше у
горы Синай
(Шемот 3:4):
ëÌÄé ñÈø ìÄøÀàåÉú åÇéÌÄ÷ÀøÈà.
Связь этой
истории с Ханукой
тоже
очевидна:
пламя куста
не спалит
его, и так же
еврейский
народ не
поддался
влиянию
греческой
культуры, и
также свечи Хануки не
спалили
фитили и не
сожгли масло,
пока не прошло
восемь дней.
Ответы
на вопросы по Халахе:
Можно ли
поститься в
день до и
после Хануки?
Шулхан Арух (686:1) разрешает,
но Мишна Берура
пишет, что
есть диспут
на этот счет.
Обычай не
поститься в
день до Хануки,
кроме как
если есть на
это веские
причины
(например те,
кто обычно
постится в
день до Рош
Ходеша, в
случае Рош
Ходеш Тевет
переносят
пост на день
до Хануки). А после Хануки
можно.
Можно ли
двигать менору
после того,
как ее
зажгли?
Нет (Шулхан
Арух 575:1)..
Если
после
благословения,
человек
обнаружил,
что спички
кончились
или не
зажигаются, и
ему пришлось
отойти за
другими,
нужно ли
заново
делать броху?
Нет, если
он не
отвлекался
ни на что
постороннее,
даже если ему
пришлось
разговаривать,
чтобы
попросить
спички, новая
броха не
делается.
(Заметим, что
обычно еще до
благословения
зажигают «шамаш»,
и им потом
зажигают
другие свечи,
поэтому данная
ситуация
может
возникнуть
лишь если
потух шамаш).
Поучения,
Афоризмы:
Берешит 32:7):
«И очень устрашился
Яков, и тяжко
стало ему».
«Устрашился»
он, боясь
быть убитым,
но «тяжко
стало ему»
вдруг ему
придется убивать
других (Раши
от имени Танхума,
Вайишлах,
4;
действительно,
евреям очень
трудно убивать
других, и
даже своих
врагов).