Еврейский Калейдоскоп. Глава Ваеце.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Вопросы для детей (Тора для «младших школьников»):

Почему наши мудрецы учат, что Яков установил вечернюю молитву?

Тора описывает, что Яков пришел (Вайифга) к какому-то месту, где ему позже открылся Творец. Хазаль (Берахот 26б) учат из этого «Вайифга», которое  используется и по отношению к молитве (см. Йирмияу 7:16), что здесь подсказано, что Яков установил вечернюю молитву (см. Реканати 18:27 кабалистические подсказки, см. также Зоар 1:132б, 1:163б и комментарий ГР”А к Агаде, Берахот 8а и объяснения его сына Р. Авраама).

Как на иврите называется пастушка (в женском роде?)

РоаøÉòÈä

Где еще Тора упоминает женщин пастушек?

Дочери Йитро включая Ципору были пастушками.

Какое слово Тора использует в описании глаз Леи?

øÇëÌåÉú – дословно «мягкие», «нежные». Некоторые объясняют, что Леа много плакала (см. Раши, см. также Радак, что у Леи было все красивым, кроме глаз). Другие объясняют, что смысл стиха в контрасте: у Леи были красивые глаза, в то время как Рахель была просто красавица (см. Рашбам и Рав Шимшон Рефаэль Гирш).

В каком порядке родились дети Якова.

Тора описывает рождение детей Якова в следующем порядке: Реувен, Шимон, Леви, Йехуда, Дан, Нафтали, Гад, Ашер, Йиссахар, Зевулун, Йосеф, Биньмин, но существуют разные мнения на счет того, описаны ли дети в хронологическом порядке (например, не факт, что первый сын Зильпы родился после второго сына Билхи, см. Р. Авраам сын Рамбама к 49:19).

Где в нашей главе трижды в одном стихе слово à-ìäé, но первое имеет святость Имени Всевышнего, второе – не имеет, а насчет третьего есть диспут?

В стихе 31:53 àÁ-ìÉäÅé àÇáÀøÈäÈí åÅàìÉäÅé ðÈçåÉø éÄùÑÀôÌÀèåÌ áÅéðÅéðåÌ àÁ-ìÉäÅé àÂáÄéäÆí Б-г Авраама – означает Всевышнего, а бог Нахора – его идола. Что касается «Б-га их отца», согласно некоторым мнениям имеется в виду Б-г Тераха, и существует мнение, что он сделал к концу жизни Тшуву, и стал монотеистом (см. Минхат Шай от имени Берешит Рабба, но по многим мнениям здесь имеется в виду идол см. Масехет Софрим 4:5 и Раши к этому стиху).

Вопросы к главе Торы:

В нашей главе Яков обещает Всевышнему, что он будет отделять десятину (маасер) от всего имущества. А каков закон сегодня, является ли отделение десятины на благотворительность законом Торы?

Тора открыто упоминает лишь отделение десятины урожая и животных, но существует мнение, что и отделение десятины от дохода сегодня – это закон Торы (См. Тосафот, Таанит 9а от имени Сифрей, хотя в нашем Сифрей этого нет). Согласно этому, по закону Торы, возможно, требуется отделять десятину от любого имущества (некоторые даже пишут, что если человек получает от работодателя медицинскую страховку, при определенных обстоятельствах ему следует дать на цедаку 1/10 от ее стоимости). С другой стороны, есть мнение, что отделение десятины – это раввинский закон, а существует мнение, что это просто хороший обычай (см. подробное обсуждение в Псаким Ветшувот 249:21 и Минхаг Йисраэль Тора 249:3; в отношении общего вопроса моральной обязанности давать цедаку супротив современных порочных идей социализма, см. замечательную статью профессора Йосефа Ицхака Лифшица «Основы еврейской экономической теории» в журнале «Мир Торы», № 53 и 55.) Но если человек принял заповедь отделять десятину, то теперь это подобно обету, и он обязан продолжать, поэтому желательно изначально, когда начинаешь выполнять эту мицву, сказать «бли недер» (без клятвы). Тогда удастся избежать и другие вопросы, например, можно ли отдавать десятину не бедным, а тратить ее на другие мицвы (см. например вопросы и ответы Минхат Йицхак 5:34, 8:83).

Про большинство детей Якова, Тора описывает, как забеременела их мама (åúäø), а потом, как родила (åúìã). А про кого из жен Якова, Тора сразу пишет åúìã (и родила)?

Про Зилпу. Одно из объяснений: когда-то Лаван, чтобы обмануть Якова дал молоденькую Зилпу в служанки Леи (таким образом, Зилпа создавала впечатление, что и Лея – младшая дочь Лавана). Так как Зилпа была очень молодой, она не выглядела беременной, пока не родила (см. Раши 30:10 от имени Берешит Рабба 71:9, см. также Мидраш АгадаБубер 29:24). Также при рождении Дины, дочери Леи не описывается ее беременность, и некоторые считают, что Дина была двойняшкой Зевулуна (см. Ибн Эзра, см. также дополнительные объяснения Хизкуни, Рашбам, Аэмек Давар).

Яков ответил Лавану на его обвинения, почему он убежал не попрощавшись: «Потому, что я боялся, ëÌÄé àÈîÇøÀúÌÄé вдруг ты заберешь своих дочек у меня» (Берешит 31:31). Во-первых, непонятно, что значит ëÌÄé àÈîÇøÀúÌÄé? Если переводить это «потому что я сказал», то эти слова кажутся лишними. Во-вторых, непонятно почему Яков упоминает дочек, а не имущество, ведь именно из-за того, что сыновья Лавана положили глаза на имущество Якова, он решил сбежать (см. Берешит 31:1).

Согласно комментарию Актав Вехакабала, слова ëÌÄé àÈîÇøÀúÌÄé нужно понимать как «если бы я рассказал». Дело в том, что слово «Ки» может иметь как минимум четыре значения (Таанит 9а). В начале ответа Якова ëÌÄé éÈøÅàúÄé, «Ки» значит «потому, что», а в продолжении стиха  ëÌÄé àÈîÇøÀúÌÄé, «Ки» значит «если». Что касается причин, почему Яков не упомянул своего опасения, что Лаван заберет его имущество, возможно, он не считал деньги такими важными, и опасался гораздо больше, что Лаван заберет его жен (см. Рабену Эфраим) или из уважения к тестю, он не упомянул имущество, чтобы не называть Лавана вором (см. Шадаль).

Вопросы на сообразительность и на эрудицию:

Большинство мудрецов Ришоним (от тысячи до пятисот лет назад) у нас называются аббревиатурами из четырех букв ø_á_ Рабби такой-то, сын такого-то (например, øîá"í Рамбам – Рабби Моше бен Маймон, øîá"ï Рамбан – Рабби Моше бен Нахман, øùá"í Рашбам – Рабби Шмуэль бен Меир, øìá"â Ралбаг – Рабби Леви бен Гершон). А какой самый известный мудрец, называется аббревиатурой из трех букв, по своему имени, и имени отца, но без буквы á (бен – сын)?

Наиболее известный мудрец –øù"é  Раши расшифровывается как Рабби Шломо Йицхаки (отца Раши звали Р. Йицхак). Было высказано предположение, что Раши расшифровывается как Рабби Шломо Йархи (от имени города в Провансе, из которого возможно происходила семья Раши), но это предположение отвергается основной массой исследователей. Есть и другие мудрецы, которых принято называть аббревиатурой состоящей из трех букв, например Радак – Рабби Давид Кимхи, Рид – Р. Йешая Дитрани, РошРабейну Ашер, но их аббревиатуры не включают имя отца.

Назовите какого-нибудь мудреца Ришона, у которого аббревиатура состоит из пяти букв?

Например, øéèá"à Ритва – Рабби Йом Тов бен Авраам. Одного из мудрецов Тосафот – Рабби Йицхака сына Авраама называют øéöá"à (из имени Йицхак взято две первые буквы Йод-Цади, видимо чтобы не перепутать его с более ранним тосафистом øéá"à Рива – Рабби Йицхаком сыном Ашера).

А бывает ли, что аббревиатура мудреца состоит всего из двух букв?

Да, например ø"ï Ран (Рабейну Нисим), ø"é Ри (правнук Раши – Рабби Йицхак, главный автор Тосафот к Талмуду). Один из тосафистов, Рабби Шишон сын Авраама, нередко называется Рашба, но чаще его называют аббревиатурой из двух букв ø"ù Раш (наверно, чтобы не перепутать с другим Рашба, который жил позже в Испании).

Вопросы по Халахе:

Если уже конец ночи, и до рассвета осталось менее получаса, можно ли делать благословение на Ханукальные свечи?

В таком случае, свечи зажигают без брохи. Заметим, что и если осталось более получаса до рассвета, но все в доме уже спят, то по многим мнениям свечи зажигают без брохи.

Нужно ли женщинам читать Халель в Хануку?

Существуют мнения, что женщины обязаны читать Халель в Хануку (см. Халихот Бат Йисраэль, 21 пометка 35), но по большинству мнений это необязательно, но они имеют право читать Халель с благословением (хотя, по мнению Рава Овадии Йосефа, Сефардские женщины броху не делают, и только в ночь на Песах они читают Халель с благословением).

Можно ли посередине чтения Халеля отвечать Амен на благословения или на Кадиш?

«Амен, Йехе Ш’ме Раба …» можно отвечать в любом месте Халеля, и также Амен после «Деамиран Беалма» (а Сефардим отвечают все первые 5 Аменов). Что касается Амен на благословения, то между псалмами отвечают, а посередине псалмов не отвечают (а Ашкеназим отвечают Амен посередине псалмов на третье благословения Шмоне Эсре и на Шомеа Тефила).

Поучения, Афоризмы:

Тот, кто видит красивые создания (включая людей и животных), или красивые деревья, делает благословение: «Благословен … в мире Которого существует подобное» (Талмуд, Берахот 58б, см. также Мидраш Танхума к нашей главе, 6).

Ответы

Предыдущая глава