Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Ваешев.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Ответы
на вопросы
для детей
(Тора для
«младших
школьников»):
Сколько лет Йосефу
было, когда
он был
продан?
17.
Как звали
тестя Йехуды?
Шуа.
Где родился Шела?
По
некоторым
мнениям в К’зив
(38:5), но другие
считают, что
в К’зив
находился Йехуда,
когда его
жена родила Шела (и
тогда мы не
знаем где
годился Шела).
Как звали
сыновей Йехуды
от Тамар?
Перец и Зерах.
А кто из них
был предком
Давида?
Перец.
А какой
грешный
потомок
одного из них
упомянут в
Книге Йехошуа?
Ахан,
который во
время взятия Йерихо
взял себе
часть
запрещенных
трофеев (херем),
происходил
из Зераха
(Йехошуа
7:18).
Где в нашей
главе редкая
нота «шалшелет»?
В стихе 39:8,
когда Йосеф
отказывается
на уговоры
жены Потифара.
Нота шалшелет
содержит
колебание, и
возможно
подсказывает,
как Йосефу
было трудно
устоять
перед
соблазном.
Кому
приснились
сны в тюрьме?
Главному
виночерпию и
главному
пекарю.
Ответы
на вопросы к
главе Торы:
Из какого
места был
продан Йосеф?
А где еще в Танахе
упомянуто
это место?
Йосеф нашел
своих
братьев в Дотане
(Берешит
37:17). Тем не
менее, наши
мудрецы (Санхедрин
102а) учат, что Йосеф был
продан из Шхема
(и вообще это
место было
как-бы
уготовлено для
наказаний:
там
изнасиловали
Дину, там же
позже разделилось
еврейское
государство,
и царем северных
колен стал Йеравеам.)
Также они
учат (Сота
13б), что Йосеф
похоронен в Шхеме т.к.
он вернулся
туда, откуда
был выкраден.
Возможно,
согласно
этим агадам,
Дотан
было
небольшой
деревушкой
недалеко от Шхема (см. Раши к Санхедрин
там же). Или,
хотя братья
поймали Йосефа
в Дотане,
но сбросили
его в яму в Шхеме
(см.
комментарий Иун Яков к Эйн Яков к трактату
Сота там
же). Сегодня
эти
интерпретации
выглядят
маловероятными
т.к.
считается,
что Дотан
находился 15
миль
севернее Шхема
(Р. Арье
Каплан, Живая
Тора 37:17, см.
также Атлас «Даат Микра»
Рава Йоэля
Элицура,
стр. 90).
Возможно,
когда Хазаль
упоминали Шхем, как
место
продажи Йосефа,
они имели в
виду, что все
началось с
похода Йосефа
в Шхем в
поисках
братьев. Дотан
также
упоминается
в Книге Мелахим
2:6:13, как одно из
мест, где
бывал пророк Элиша (на
территории
колена
Менаше).
Сефер Ахинун
(на базе
учений Рамбама
в Сефер Амицвот)
описывает
только три
заповеди во
всей Книге Берешит: мицва
пытаться
иметь детей,
обрезание и
запрет на
жилу гид анаше,
описанный в
предыдущей
главе. А
почему не включается
мицва Йибума, которая
описывается
в нашей
главе, когда Онан
женился на
вдове брата?
Хотя в нашей
главе
описывается Йибум, он
не описан как
повеление
Творца (см. Ритва
к Йевамот
5б, см.
подробно Кли
Хемда к
нашей главе, 3).
Только позже,
в главе Ки Теце
Тора сообщит
об
обязанности Йибума.
Тем не менее,
есть мидраши,
согласно
которым Йехуде
была дана
заповедь Йибума
(см. Шир Аширим Рабба 1:16 (5), Псикта ДеРав Кахана
12:1, Мидраш Мишле 31:29, см.
подробное
обсуждение в Маариц
Хаес, Йевамот
5б, у нас его
слова
напечатаны к
стр. 4б).
Из какого
стиха в нашей
главе
приводят поддержку
для Сефардского
Нусаха
песни «Кель,
Адон Аль
Коль Амаасим»?
В Субботнем
благословении
перед Шма,
мы поем в
алфавитном
порядке пиют
«Кель, Адон
Аль Коль Амаасим»
(Б-г, Владыка
над всеми
творениями …)
В сефардском
нусахе,
про светила
говорится òåÉùÒÄéí áÌÀàÅéîÈä
øÀöåÉï ÷åÉðÅéäÆí
(Они делают в
трепете Волю
их Владыки).
Слово «конейhем»,
казалось бы
неправильное,
т.к. обычно
означает
множественное
число «их
владык» (и
большинство ашкеназим
на самом деле
говорят
«конам»). Но Шааре
Тшува (59:1)
пишет, что
множественное
число здесь
относится к
самим
светилам. Он
приводит
доказательство
из нашей главы (40:1),
где фараон
называется Адонейhем àãåðéäí (их
господин).
Ответы
на вопросы на
сообразительность
и на
эрудицию:
Где в Танахе упоминается слово çðëä – Ханука, и что оно значит?
Ханука означает инаугурацию.
Само слово çðëä в Танахе встречается один раз
(в Нехемии
12:27), но нередко встречается «Ханукат» с буквой «тав», означающей смихут (т.е. данное слово относится к следующему).
Так,
например,
Тора (Бемидбар
7:10,84 и 88) говорит «Ханукат Амизбеах»
инаугурация
жертвенника.
Правильно
ли писать
слово çðåëä
с
буквой вав,
или без: çðëä?
Здесь нет
правильного
ответа. В
Письменной
Торе Ханука
пишется без «вава», но в
Талмуде и
книгах Халахи
обычно пишут
через вав,
т.к. обычно в
более
поздние
времена
использовали
вавы (для
звуков «о» и «у») и
йоды (для «и»),
чтобы
понятнее
было, как
правильно
читать.
Какой
праздник
кроме Хануки
тоже длится
восемь дней и
есть ли связь
между этими
двумя
праздниками?
Суккот тоже
длится
восемь дней.
На самом деле
Хашмонаи
праздновали
восемь дней,
из-за пропущенного
Суккота.
Когда свечи меноры
продолжать
гореть все
эти дни, они
увидели, что
Всевышний
благосклонен
к ним (см. Арух
Ашулхан
670:5). (Интересно,
что
инаугурация
Первого
Храма была перед
праздником Суккот).
Ответы
на вопросы по Халахе:
Если
забыли
сказать «Аль
Анисим» в Шмоне
Эсре, и
вспомнили,
как только
закончили
предпоследнее
благословение,
следует ли
сказать прямо
в этом месте?
Нет. Если
уже
закончили броху (или
даже
произнесли
Имя
Всевышнего, то
заканчивают «Хатов Шимха
Улеха Наэ Леходот»),
и продолжают Шмоне Эсре.
А вставку
«Аль Анисим»
принято
тогда
произносить
в конце молитвы,
в молитве «Элокай,
Нецор Лешони
Мера», но если
забыли и там,
то
возвращаться
не нужно.
Если
человек
молится
медленно, и
если он будет
читать «Аль
Анисим», то он
не успеет
закончить до
того, как
Хазан скажет Кедушу,
стоит ли
пропустить
«Аль Анисим»,
чтобы вовремя
ответить Кедушу?
Нет,
пропускать
«Аль Анисим»
нельзя. Когда
Хазан дойдет
до Кедуши,
молящийся молчит
и слушает, и
этим он
выполнит
заповедь.
Если в Шаббат Хануки
забыли во
время Биркат
Амазон
упомянуть про
Субботу, и
теперь
читают
благословение
заново,
следует ли
снова
упомянуть
«Аль Анисим»?
Согласно
Маген
Аврааму (188:13),
второй раз не
говорят «Аль
Анисим», но
есть мудрецы,
которые
спорят с этим
(Хае Адам
154:39, см. также Шааре
Ациюн 188:21).
Поучения,
Афоризмы:
Одна
римская
матрона не
поверила, что
семнадцатилетний
Йосеф
мог устоять
перед
соблазном, и
считала, что
Тора просто
скрывает его
грех. Тогда
Рабби Йоси
прочел ей,
как Тора
описывает
историю Йехуды
с Тамарой,
историю Реувена
с Билхой.
Если уж про
этих Тора
ничего не
скрыла, тем
более про Йосефа,
[у которого
было
множество
оправданий],
ведь он был
вдали от
отца, если бы
он согрешил, Тора
бы это не
скрыла (Берешит
Рабба 87:6).