Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Ваера.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Ответы
на вопросы
для детей
(Тора для
«младших
школьников»):
В каком
месте
произошли
события,
описанные в
начале нашей
главы?
В Хевроне.
Почему Тора
описывает
события в
начале нашей
главы, сразу
после того
как описала
обрезание Авраама
в конце
предыдущей
главы?
Согласно
нашим
мудрецам (см. Бава Мециа
86б) события,
описанные в
начале нашей
главы, произошли
на третий
день после
обрезания Авраама.
Где была
Сара, пока
Авраам
принимал
гостей?
В шатре.
Какой из
пяти городов
у Мертвого
Моря не был
уничтожен?
Цоар (но
существует
мнение, что
этот город
был уничтожен
позже, когда
Лот его
покинул).
Про какие
слова в нашей
главе
существует диспут,
являются ли
они Именем
Творца, или
нет?
В начале главы
(18:3), Авраам
говорит: «А-донай».
Некоторые
считают, что
он
обращается к
Всевышнему,
но по другим
мнениям, он
обращается к
путникам:
«господа».
Также
существует диспут
по отношению
к обращению
Лота в стихе 19:18.
Также в стихе
20:13, слово Э-Лохим
по некоторым
мнениям – Имя Творца,
но по другим
мнениям –
имеются в
виду идолы.
Как звали
главнокомандующего
филистимлян?
Пихоль, хотя
возможно это
не имя
собственное,
а название
должности.
Сколько
точек над
буквами есть
в нашей главе?
Всего в
нашей главе
четыре точки:
над буквами àéå в слове àìéå в стихе 18:9
(см. Бава Мециа 87а), и
над буквой «вав» в
слове åá÷åîä
в стихе 19:33 (см. Назир 23а).
Ответы
на вопросы к
главе Торы:
Из какого
отрывка
нашей главы,
Талмуд пытается
выучить,
сколько
времени
проходит между
рассветом и
восходом
солнца?
Тора
сообщает, что
Лот вышел из Сдома с
рассветом, и
дошел до
города Цоар
к восходу
солнца. Рабби
Ханина
утверждал,
что он видел
эти места, и
это
расстояние в
пять мил, а значит
и между
рассветом и
восходом
проходит
время, за
которое
можно пройти
5 мил (Песахим
93б, многие
считают, что
мил
проходили за
18 минут, а
значит,
рассвет за
полтора часа
до восхода
солнца). На
практике, Талмуд
не следует
этому мнению,
и заключает, что
Лот очень
торопился и
прошел это
расстояние
быстрее, и по
большинству
мнений, за время
между
рассветом и
восходом
средний человек
может пройти
4 мил (но
некоторые Ришоним
похоже имели
версию
Талмуда, где
мнение 5 мил
не
отвергнуто,
см. например Тосафот, Берахот 2б,
Сефер Йереим 274,
см. также ГР”А к Орах Хаим 459:2;
заметим, что
все эти
времена даны
для Израиля и
для
равноденствия,
но в другие
времена и на
других широтах,
время может
сильно
отличаться).
Где в нашей
главе
подсказан
Иерусалим? А
упоминается
ли в Торе само
название
«Иерусалим?»
В
Пятикнижие
нигде
открыто не
упоминается
город
Иерусалим (Йеру-Шалем).
Но впервые
Тора
подсказала
Иерусалим в
предыдущей
главе, где
Малки-Цедек,
царь Шалема
встретил и
благословил
Авраама. По
мнению Хазаль
приставка «Йеру» к
названию
города
связана с
тем, что
Авраам
назвал место Акеды
(которое
ассоциируется
с
Иерусалимом,
см. Дивре Аямим 2:3:1)
«Всевышний
увидит» (Ашем
Йире). Таким
образом,
название Йеру-шалаим
состоит из
двух слов,
которые
возможно переводится
как «Он
увидит (или
Он будет
увиден) в Шалеме
(городе мира)»
(см. Берешит
Рабба 56:10,
см. также Раши,
Йехезкель
48:35. Радак, Техилим 76:3, ГР”А,
Шир Аширим
7:1, Йешаяу 1:1
полный
комментарий
удаленный
цензурой, и к Деварим 33:8
второй
комментарий;
что касается
написания Йерушалем
бей Йода в
большинстве
мест в Танахе,
и Йерушалайим
через Йод в
пяти местах,
см. Рабену
Бахъе, Бемидбар
19:13 и книгу
Маком Бапарша
Рабби Йоэля
Элицура).
Где в нашей главе
возможно
упоминается
основатель
страны, где
впоследствии
жил
праведник
Иов?
Книга Иова
начинается
со слов «Жил
да был на
Земле Уц
человек по
имени Иов».
Согласно
многим комментаторам,
Уц,
упомянутый
здесь – это
первенец Нахора
брата
Авраама, а
значит Иов
жил в Сирии
(см. ГР”А к
началу Книги
Иова, см.
также Йерушалми,
Сота 5:6, см.
также Раши
и Ибн Эзра
к этому
стиху).
Существовали
также другие
люди по имени
Уц: сын Арама,
внук Шема
(см. Берешит
10:23), и один из
потомков Сеира,
который
породнился с Эдомом (см.
Берешит
36:28). Интересно,
что Рамбан
и Ибн Эзра
считают, что
Иов был из
потомков Эдома,
на базе стиха
в Книге Эйха
(4:21) «Радуйся,
дочь Эдома,
живущая на
Земле Уц».
Согласно
этому, видимо
это была
земля Уца,
потомка Сеира,
на чьей земле
в результате
обосновался Эйсав.
Заметим, что
потомки Эдома
в основном
жили на
территории
сегодняшней
Иордании,
около
Мертвого
Моря, но в
некоторых
версиях
арамейского
перевода к
этому стиху в
Книге Эйха,
Земля Уц
идентифицируется
с Арменией (а
в Эйха Рабба 4:24 – с
Персией).
Ответы
на вопросы на
сообразительность
и на
эрудицию:
Какое
выражение в
нашей главе
используется,
когда кто-то
хочет
подчеркнуть,
что он потомок
какого-то
раввина?
Нин венехед
(Берешит
21:23, см. также Йешаяу
14:22 и Иов 18:19).
Согласно
комментаторам
это выражение
значит сын и
внук, но в
более
позднее время
оно стало
означать
просто
потомка.
В какой из
праздников
мы читаем
отрывки из нашей
главы? Какой
отрывок из
нашей главы мы
читаем
каждый день и
почему?
В Рош
Ашану мы
читаем два
последних
отрывка
нашей главы.
А последний
отрывок «Акеду»
мы также
читаем
каждый день,
чтобы
вспомнить
заслуги
Авраама и Йицхака.
Почему в
Израиле
начинают
просить
дождь седьмого
Мархешвана?
Седьмое Мархешвана,
когда прошло
15 дней после Суккота:
за это время,
последние из
паломников
могли
вернуться в
свои дома
после
праздника Суккот (и
мы не хотим
просить
дождь до
этого, чтобы не
отягощать им
путь, см. Таанит
10а).
Ответы
на вопросы по Халахе:
В
прошлый
вторник,
седьмого Мархешвана,
в Израиле уже
начали
просить
дождь. А если
Израильтянин
находится
вне Израиля,
когда ему начинать
просить
дождь?
Существует
диспут на
этот счет (см. Мишна Берура
117:5). Наилучший
совет,
просить
дождь в
благословении
«Шомеа Тефила»,
говоря «Ветен
Тал Уматар
Ливраха Беарцену Акедоша» (И
даруй росу и
дождь на
нашей Святой
Земле). Но
если человек
переехал
всей семьей
более чем на
год, то он
будет
просить
дождь, как общины
вне Израиля.
А если
человек уже
начал
просить
дождь в Израиле,
и теперь
поехал в
другую страну,
продолжать
ли ему
просить
дождь?
Тогда по
большинству
мнений он
продолжает
просить
дождь, когда
он временно
выехал из
Израиля (но
лучше
просить в «Шомеа
Тефила»).
А если
житель
другой
страны
находился в
Израиле
седьмого Мархешвана,
нужно ли ему
просить
дождь, и что
делать, если
он вернулся
до того, как
начинают
просить
дождь вне
Израиля?
По
многим
мнениям, он
начинает
просить дождь
с
Израильтянами,
но если он
уехал назад до
5 декабря, то
прекращает
просить
дождь (но многие
советуют в
такой
ситуации вне
Израиля
продолжить
просить в «Шомеа
Тефила»).
Поучения,
Афоризмы:
(Шаббат
127а): Принимать
гостей еще
более важно,
чем принимать
Шхину
(Присутствие
Всевышнего).
Мы это видим
из того, что (в
нашей главе Берешит 18:3)
описывается,
как Авраам
попросил
Всевышнего
подождать,
пока он
встретит и
обслужит
гостей (см.
также Швуот
35б). Однажды Хафец
Хаим начал
Субботнюю
трапезу с Кидуша,
а уже когда
все немного
поели, спел «Шалом Алехем».
Его спросили,
почему он так
поступил? Он
ответил, что
среди
приглашенных
были очень
голодные
гости, и он
хотел
сначала их
накормить, а
потом уж
спеть «Шалом
Алехем»,
ведь ангелы
могут и
подождать!