Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Вайера.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Вопросы
для детей:
Сколько
ангелов
пришло к
Аврааму?
Три.
Сколько
человек
спаслось из Сдома?
Трое. Лот, и
его две
дочери.
Куда
отправился
Авраам во
время голода?
В землю
филистимлян,
в город Грар.
Сколь овец
взял Авраам
для
скрепления
союза с Авимелехом?
Семь.
Куда Авраам
отправился
после Акейды?
В Беер Шеву.
Вопросы
к главе Торы:
По одному из
мнений в
Талмуде, из
определенного
стиха
вначале
нашей главы
можно выучить
некий закон о
гостеприимстве.
Какой это
закон, и из
какого стиха
он учится?
В начале
главы
написано, что
Авраам
сказал А-Д-Н-Й, пожалуйста,
не покидай меня.
Согласно
одному из
мнений в Хазаль,
Имя А-Д-Н-Й
здесь святое
(а не просто
обращение к
ангелам: мои
господа).
Получается,
что ради
того, чтобы
обслужить
путников, Авраам
прервал
общение с
Всевышним, и
отсюда
учится, что
гостеприимство
важнее даже коммуникации
с Творцом (Швуот
35б, Шаббат
127а).
Из
огласовки
одного из
слов того же
стиха Рабейну
Бахье
учит, что
гласная камац
произносится
не так же, как патах.
Какое
доказательство
использует Рабену Бахье?
Рабейну Бахье
пишет, что в
Имени Творца
А-Д-Н-Й, Нун
имеет
огласовку камац, и
важно
произносить камац не
так же как
патах, иначе
нет разницы
между именем
Творца и
просто
словом
«господа». (Обратите
внимание, что
когда Лот
встретил
ангелов, он
приветствовал
их словами адонай
мои господа,
и там Нун
имеет
гласную патах).
Заметим, что
это не означает,
что Р. Бахья
считал, что
правильное
произношение
камац,
как у Ашкеназим,
которые
произносят
его как «о». Ведь
он пишет, что произношение
камац лишь
немножко
отлично от
патах
(который
произносится
как «а»). Видимо Р.
Бахья
считает, что
произношение
камац
близко к
звуку «а», но
немного от
него отличается.
(Сравните,
например
произнесение
Американцев
слова son сын и sun
солнце. Оба
слова
произносятся
как «сан», но
есть небольшое
различие).
Из начала
нашей главы
мудрецы
Талмуда также
учат об
определенном
запрете,
которым можно
пренебречь
ради мира.
Что это за
запрет?
Когда Сара
услышала
общение, что
у нее с Авраамом
будут дети, они
не поверила,
говоря про
себя: я уже
старая и мой
муж
состарился.
Но Всевышний
сообщил Аварааму
лишь первую
часть фразы,
и чтобы не
обидеть его
не сообщил,
что Сара
считает его
стариком.
Отсюда мы
учим, что
ради мира
можно говорить
не всю правду
(или не совсем
правду, см. Бава
Мециа 87а).
Вопросы
на
сообразительность
и на
эрудицию.
Иногда
существуют
объекты,
которые
попадают
посередине
принятых
категорий.
(Например,
долго не
могут
договориться,
считать ли
Плутона
планетой или
астероидом).
Приведите
пример, когда
наши мудрецы
были не уверены,
считать ли
животное
диким или
домашним?
Самый
известный
пример это λει Кой
(или, как
некоторые
произносят Кви).
Мудрецы были
не уверены,
считать ли
его диким или
домашним.
Сегодня
трудно
сказать, что
это было за
животное,
некоторые
предполагают,
что это какой-то
полудикий
баран. На
практике,
закон следует
в строгую
сторону, и мы
относимся к
нему, и как
дикому, и как
домашнему.
Его кровь нужно
покрывать,
как кровь
дикого
животного (но
без благословения),
а его жир
запрещен, как
жир домашнего.
Есть еще
примеры подобных
диспутов,
например
бизон. Заметим
также, что Мишна
(Келаим 8:6)
приводит
диспут,
является ли
собака диким
или домашним
животным. Казалось
бы, какая
разница, ведь
собака в
любом случае не
кошерна?
Разница в
законе может
быть, например
если человек
продал или
подарил всех
своих диких
животных (хайот),
включаются ли
собаки?
А про какое
животное
наши мудрецы
были не уверены,
считать ли
его большим
животным, или
шерецом
(маленьким
животным)?
Мишна (Килаим
8:5) приводит от
имени Рабби Йоси, что
Бет Шамай
были не
уверены про
определенную
большую ласку,
является ли
она одним из
видов «шерацим»
(см. Вайикра
11:29), или это
обычное
животное (см.
также Тосафот,
Бава
Кама 80а). (От
этого
вопроса
зависят
определенные
законы
ритуально
нечистоты.)
А в каком
случае наши
мудрецы были
не уверены,
считать ли
растение
плодом земли,
или деревом?
Бет Шамай
были не
уверены про φμσ
(каперсовый
куст),
является ли
он деревом, или
просто
растением из
земли. Если
это дерево,
то нельзя
есть его
плоды первые
три года, но
зато нет
запрета,
сажать его в
винограднике,
а если это не
дерево, то
наоборот. Но
Бет Хилел
считают целаф
деревом, и
закон
следует
этому мнению.
(Кстати, каперсник
растёт на
Стене Плача,
пуская корни
в расщелины
плит, а
побеги
свешиваются
вниз). Есть и
множество
других более
поздних
примеров,
например, папайя.
(Для других
примеров
предметов
между категорий,
см. Йерушалми,
Килаим 39).
Вопросы по Халахе:
Если
человек
зашел в
синагогу, и
услышал, как
все отвечают Амен,
следует ли
ему тоже
ответить?
Нет. Если он
не знает, на
что они отвечают
Амен, то
он не может сказать
Амен
просто так.
Ведь Амен
значит
согласие и
веру (Эмуна),
а как можно
согласиться,
если не
знаешь, что
именно было
сказано?
А если
человек
услышал, как
отвечают «Амен,
Ехе Шме
Раба
»,
следует ли
ему тоже
ответить на Кадиш?
Т.к. в данном
случае он знает,
на что
отвечают «Амен,
Ехе Шме
Раба
», то и ему
следует
ответить. Но
если он зашел,
когда уже
заканчивают
ответ, то
пусть скажет
только «Ехе Шме
Раба», а не «Амен».
Если
человек не
успел
ответить Амен
на
благословение
Хазана, и тот
уже начал произносить
следующее
благословение,
то что
теперь
делать?
По мнению Минша Беруры,
уже
невозможно
ответить Амен,
раз Хазан
начал новую броху, и
так считает
большинство
мудрецов, но
некоторые
раввины,
включая Рава Йисаэля
Фишера не
согласны с
этим. В любом
случае, если
вы просто услышали
чьи-то благоволения
(не хазана),
то по
мнению Писке Тешувот
нужно ответить
Амен, даже
если он уже
начал
произносить другую
броху. (Конечно,
это относится,
только если не
прошло время,
за которое
можно
произнести «Шалом Алехем
Рабби», иначе Амен на броху не
отвечают).
Поучения,
Шутки,
Афоризмы:
(Талмуд Шаббат 119а):
Однажды
Рабби Хия
сын Аббы
остановился
у одного
богача, и
увидев как
великолепно
тот живет,
Раввин спросил:
За какие
заслуги ты
так
разбогател? Тот
ответил: я
был мясником,
и всегда
когда мне
попадалось
хорошее
животное, я
его оставлял
для Субботы
(чтобы
уважить Шаббат
наилучшим
мясом).
Раввин ему
тогда
ответил:
Счастлив ты,
что заслужил
такое, и
Благословен
Всевышний,
Который дал
тебе
заслужить
такое.