Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Ваелех.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Ответы
на вопросы
для детей
(Тора для
«младших
школьников»):
Почему наша
глава
начинается
со слов: «Ваелех
Моше» (и
пошел Моше)?
Одно из
объяснений: Моше
действительно
«пошел» из
лагеря
Левитов, и
обошел все
колена, чтобы
лично
попрощаться
с ними (в
отличие от
предыдущей
главы, где Моше
собрал весь
народ
вместе).
В какой день
умер Моше?
Согласно Хазаль –
седьмого Адара
(но есть
мнение, что Моше умер
первого Адара,
см. Эстер Рабба
7:11, или 7 Швата,
см. Ялкут Шимони 261
от имени Мехилты
в конце главы
Бешалах).
Сколько раз
в нашей главе
сообщается,
что Моше
«написал
Тору»?
Дважды (31:9 и 31:24).
Согласно
некоторым
мнениям, сначала
Моше
написал
неполный
свиток Торы,
а потом закончил
его, включая
песнь Аазину.
Какая
последняя мицва в
Торе
согласно Рамбаму?
Написать
свиток Торы.
Какое из
слов в нашей
главе
принято
писать в
свитке Торы в
начале
колонки?
Веаида (31:28, см. Йоре Деа
273:6).
Где в нашей
главе
подсказана
Эстер?
В стихе 31:18 «а Я
спрячу (астир)»
(см. Хулин
139б).
Ответы
на вопросы к
главе Торы:
Когда
именно
произошли
события,
описанные в
начале нашей
главы?
Существует
мнение, что
все
описанное с
начала нашей
главы и до
конца Торы
произошло в один
день –
Седьмого Адара
(см. Раши). Но этот мидраш
противоречит
мнению, что Моше умер
в Шаббат
(см. Зоар
2:156а, Мишна Берура 292:6), а
значит, он не
мог ничего
записать в
Торе в день
своей смерти
(см. Тосафот,
Менахот
30а, Рош, Песахим
10:13, Ритва, Песахим
105а, но
существуют
попытки согласовать
эти
противоречивые
мнения, см. например
Бах, Орах
Хаим 292, Шла, Ваве
Аамудим, 20
и пометки
Рава Рубена Маргулиуса
к Сефер Хасидим, 356:2).
Почему мицва
читать Тору
перед всем
народом
исполнялась
после
Седьмого
Года?
Одно из
объяснений: в
это время
народ не
занят, и
никто не
остается
собирать
остатки
урожая, и все
обязательно
придут
слушать Тору
(Бехор
Шор, см. также Мешех
Хохма, что
это чтение
приготовляло
людей к последующему
году, когда
они будут
заняты
обработкой
земли;
заметим
также, что
согласно
Ибн Эзра,
Тору читали
не после
седьмого а в
начале него). (Заметим,
что «Хакхель»
- одна из
немногих
положительных
мицв,
зависящих от
времени,
которая
относится и к
женщинам, см. Кидушин 34а, и более
того, Тора
требует
чтобы мы даже
дети
участвовали
в этой мицве,
хотя обычно «хинух» -
только
раввинский
закон).
«И постигнут
его
злоключения
многие и
беды, и
скажет он в
тот день: Не
потому ли,
что нет Б-га
среди нас,
постигли
меня эти
бедствия? Я
же сокрою
лицо Мое в
тот день за
все то зло,
какое он
делал» (Деварим
31:17-18).
Почему
после того
как евреи уже
начали
делать Тшуву,
Тора
сообщает нам,
что
Всевышний
«спрячет» Свое
лицо? Разве
не ожидалось
бы наоборот,
что Он
раскроет Свое
лицо?
Одно из
объяснений:
сначала Тшува
евреев ненастоящая.
Они говорят,
как бы
жалуясь и
сетуя на Творца:
«мы не
виноваты, а
Всевышний
нас бросил и не
выполняет Своих
обещаний
нам», и за это
Всевышний
скроет Свое
лицо от них (Рав Шимшон
Рефаэль
Гирш, см.
также Рамбан
и Ознаим Летора).
Вопросы
на
сообразительность
и на эрудицию:
Правильно
ли
приветствовать
других в Йом
Кипур
словами Хаг
Самеах?
Тур (Орах
Хаим 582) приводит
диспут,
говорить ли в
молитвах в Рош Ашана
и в Йом Кипур «Моадим
лесимха, хагим узаним
лесасон»
и халаха
следует
мнению, что
это не
говорят.
Видимо и при
приветствии
не совсем
уместно
говорить Хаг
Самеах,
но принято
желать друг
другу «Гмар
Хатима Това» (см.
также подробное
обсуждение,
относится ли симха в Йом Кипур
в вопросах и
ответах Бецель
Хохома 5:152).
(Заметим, что
в Мишне в
конце Таанит
упоминается,
что в Йом Кипур у
девушек было
принято
плясать в
виноградниках,
но Рав Эйтам
Хенкин
доказывает в
статье è"å áàá – äîçåìåú åäçâ, что
это
происходило
только 15 Ава, а
то, что Мишна
упоминает
про Йом Кипур – это
обычай
надевать
чистую белую
одежду; заметим
также, что по
отношению к Рош Ашана, Шулхан Арух Арав
529:5 считает, что
«симха» не
относится к
этому
празднику, но
согласно Мишна
Беруре 597:1, «весамахта
бехагеха»
относится).
Почему в Йом
Кипур мы
говорим в
молитве «Зехер
Лециат Мицраим» (в
память об
Исходе)?
В отличие от
трех регалим,
связь Йом
Кипура с
Исходом
неочевидна.
Одно из
объяснений: в
Юбилейный
Год, в Йом Кипур
слуги
освобождаются,
и это
делается в
память об
Исходе (где
мы были
слугами).
Другое объяснение:
все
праздники
считаются в
память об
Исходе, т.к.
именно Исход
сделал нас
народом
Всевышнего,
который
соблюдает
Его заповеди.
Согласно
Рабби Шимону
Бар Йохаю,
здоровый
человек
может поесть
обычным образом
целую
трапезу в Йом
Кипур и
не получить
за это Карет
(духовное
отсечение).
Как такое
возможно?
Согласно
Рабби Шимону
(Песахим
35б-36а), тот, кто
ест
запрещенную
Торой пищу в Йом Кипур,
ломает
только
запрет кашрута,
но не
дополнительный
запрет Йом
Кипура.
Получается,
по его
мнению, если
человек устроил
в Йом Кипур
трапезу из некошерной
пищи
(свинины, трейфного
мяса, мяса
сваренного с молоком,
и т.п.), он не
получит
Карет (закон
не следует
мнению Р. Шимона).
Ответы
на вопросы по Халахе:
Те
девушки,
которые не
зажигают
свечи Йом
Кипура,
когда им
делать
благословение
«Шехехеяну»?
В любое
время. Если
она это
сделает до
захода, то,
как только
она сказала «Шехехеяну»,
то приняла на
себя Йом Кипур. (В
любом случае,
т.к. мицва
добавить к
празднику, то
следует
принять на
себя Йом Кипур до
захода). Если
не сделали «Шехехеяну»
до захода то
делают после.
А те, кто
молятся в
синагогах,
обычно
произносят «Шехехеяну»
вместе с
общиной в конце
Коль Нидре.
Можно ли
заходить в
Кителе в
туалет?
Т.к.
Китель
используется
исключительно
для молитвы,
то многие
мудрецы не
разрешают
заходить в
нем в туалет (см.
Мишна Берура 610:18,
но Р. Йисроэль
Фишер и Р. Шмуэль
Каменецкий
мягки с этим
в наше время).
Во всяком
случае, можно
заходить по
маленькому,
не снимая Китель
(если нет опасности,
что он запачкается).
Если
человек
забыл
сказать видуй
(в Минху
перед Йом
Кипуром
или в сам Йом
Кипур), и
уже отошел
назад после Шмоне Эсре,
что теперь
делать?
Произносят
видуй
отдельно (Писке
Тшувот 607:1).
Поучения
и Афоризмы:
(Санхедрин
97б): Рабби Элиэзер
учит, что
если
еврейский
народ
сделает Тшуву,
то они будут
спасены, но
если нет, то
не будут. А
Рабби Йехошуа
учит, что
если мы сами
не сделаем Тшуву,
Всевышний
поставит над
нами
правителя, чьи
декреты
подобны
декретам
Амана
[который хотел
уничтожить
всех евреев],
и наш народ будет
вынужден
сделать Тшуву.