Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Ваэтханан.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Вопросы
к главе Торы:
В тексте «Асерет
Адиброт»
(десяти
изречений) не
написано как
именно они
делятся на
десять, но
принято
считать, что
на одной из
скрижалей
были
заповеди от Анохи до
Уважения
Родителей, а
на второй – от Не Убивай,
до Не Желай
(Ло Тахмод).
Согласно
такому
раскладу,
какие два
изречения
находятся в
одном
параграфе
текста, а какое
из изречений
наоборот
делиться на два
параграфа
(имеет паршу
посередине)?
Разделение
на Десять
Изречений
отражено при
чтении используя
«таам эльйон»
(верхние
ноты),
согласно
которому
каждое изречение
читают как
отдельный
стих (хотя Анохи
и Ло Йие
Леха читают
как один
стих).
Существует и
другой
способ читать
«Асерет Адиброт»
обычными
стихами («таам
тахтон» –
нижние ноты).
А когда все
общины
читают только
с верхними
нотами? А
почему кроме
различий в
самих нотах,
есть и
различие в
произношении
слов?
А когда мы
читаем «Шнаим
Микра Веэхад Таргум»
(дважды главу
Торы на
Святом Языке,
и один раз
Арамейский
перевод), то
какие «таамим»
следует
использовать?
Вопросы
на
сообразительность
и на эрудицию.
В нашей
главе мы
читаем про
заповедь Шма.
А какую часть
Шма мы
обязаны
читать из
Торы?
А почему
кроме двух
отрывков Шма,
мы читаем
также третий
параграф про цицит?
Почему в
начале
благословения
Эмет Веяцив
мы говорим 16
почти
синонимов
(верно,
истинно и т.п.)
Вопросы по Халахе:
Если при
чтении Шма
человек
запутался и
не помнит,
где он находится,
что теперь
делать?
А если в
молитве Шмоне
Эсре он
отвлекся
(или,
например,
стал слушать Кедушу) и
теперь не
помнит, в
каком
благословении
он находится,
что теперь
делать?
А если
когда он
произносил
утренние
благословения
(«покеах иврим», «малбиш
арумим» т т.д.) он не
помнит какое
благословение
он произнес
последним,
как теперь
поступить?
Поучения,
Шутки, Афоризмы:
(Берахот
31а): Мы не
встаем
молиться
лениво, или
после чего-то
грустного,
или после
хохота, или
после
легкомыслия,
или после
пустой
болтовни, но
мы начинаем
молитву с
радостью мицвы
(Раши:
после чтения Ашрей или
благословений
Шма). И
также, когда
прощаешься с
другом,
следует
напоследок
сказать не
глупые шутки
или пустые
фразы, а мудрое
изречение
Торы или халахи
(см. также
несколько
другие
версии этого
афоризма в Тосефте 3:21, Йерушалми,
Берахот
36б, Мидраш
Техилим,
108).