Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Ваэра.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Ответы
на вопросы
для детей
(Тора для
«младших
школьников»):
Как звали
сыновей Кораха?
Асир,
Элькана и Авиасаф
(Шемот 6:24).
Что
означают
заголовки
многих
Псалмов «Ливней
Корах», и
были ли эти
псалмы
написаны
сыновьями Кораха?
Существует
множество
псалмов, в
заголовках
которых
написано
«Ливней Корах»,
и по многим
мнениям
авторы – три
сына Кораха
(см. Раши к
началу
Псалма 42). Тем
не менее,
могут иметься
в виду и
гораздо
более
поздние потомки
Кораха
(см. Ибн Эзра
там же,
вообще 42-ой
псалом, судя
по контексту,
был написан в
Вавилоне, см.
Ибн Эзра
от имени
Рабби Моше
Коэна). Также
есть мнение,
что псалмы
начинающеюся
словами
«Ливней Корах»
написал
Давид, и
посвятил
Левитам,
потомкам Кораха,
которые пели
их в Храме (см. Радак).
Кто такой Путиэль
из чьих
дочерей Элазар
сын Аарона
взял себе
жену, которая
стала мамой
Пинхаса (Шемот
6:25)?
Нигде
больше Путиэль
в Танахе
не
упоминается.
У Хазаль
есть диспут,
был ли он из
потомков Йосефа
или Йитро,
и Талмуд
заключает,
что
[возможно]
среди предков
мамы Пинхаса
были и Йитро
и Йосеф
(см. Бава Батра 109б).
А из какого
колена была
жена самого
Пинхаса?
В конце
Книги Йехошуа
(24:39)
описывается,
что Элязар
отец Пинхаса
был
похоронен на
территории, принадлежащей
его сыну, на
Горе Эфраима.
Талмуд (Бава
Батра 113а)
спрашивает,
как у Пинхаса
могла быть
территория,
которая не
принадлежала
отцу, и отвечает,
что он
унаследовал
ее от своей
жены. Значит,
жена Пинхаса
была из Эфраима
(но см. Радак
другие
объяснения).
Как мог
фараон
послать за Моше во
время града?
Существует
мнение, что
град падал
только вне
города, а Моше
находился в
городе. Еще
мне кажется,
что даже если
град падал в
городе, и
было очень опасно
ходить по
улице под
градом, но
иногда удавалось
пройти, и
фараон
посылал
людей, пока
одному из них
не удалось
добраться до Моше и
передать
сообщение
фараона. А
согласно Раву
Хаим Каневскому
(Таама Демикра),
фараон
послал
какого-то
еврея, на
которого
град не
падал.
Какие злаки
упомянуты в
нашей главе?
Ячмень, пшеница
и полба (9:31-32).
У наших
мудрецов
есть мидраш,
что один из
советников
фараона был
Билам, и из-за
его советов
фараон
продолжал
упорствовать.
А где это
подсказано в
нашей главе?
Согласно Баал Атурим,
Билам
подсказан
первыми
буквами
стиха (9:17) «Ты
все еще
мучаешь мой
народ и не
отпускаешь их» (òåÉãÀêÈ îÄñÀúÌåÉìÅì áÌÀòÇîÌÄé
ìÀáÄìÀúÌÄé)
Пасхальная агада
приводит, что
каждая казнь
египетская
состояла из
пяти козней.
А где это
подсказано в
нашей главе?
Согласно
Леках Тов
и Минхат Шай (7:29) это
подсказано
лишней
буквой Хей
(5) в написании
слова åáëä
«Беха»
(«Я посылаю на тебя»;
в других
местах в
Пятикнижие
это слово пишется
без
последней
буквы Хей).
Ответы
на вопросы к
главе Торы:
Почему наши
мудрецы
считают, что
даже вода в
сосудах
египтян
превратилась
в кровь?
В Торе (7:19)
написано, что
кровь будет в
реках и водоёмах
… и на
дереве и на
камне. Хотя возможно
согласно
простому
смыслы имеются
в виду леса и
долины (см. Р. Арье
Каплан), наши
мудрецы
считают, что
имеются в
виду сосуды
из дерева и
камня (см.
также ответ
на следующий
вопрос).
Существует
мнение, что
вода
превратилась
в кровь лишь
на мгновение,
а потом снова
стала водой, но
вода в реке
осталась
непригодной
для питья, т.к.
в ней была дохлая
рыба (Бехор
Шор).
Почему
фараон не
попросил Моше
остановить
эту казнь,
как он сделал
в случае следующей
казни –
наказания
жабами?
Возможно
потому, что
эта казнь
была настолько
неприятной (в
отличие от
жаб, которые
полностью
срывали
нормальную
жизнь).
Существует
также мнение
(Хида от
имени Рабби Элязара Рокеаха),
что фараон не
сильно
расстроился,
так как он
пил воду из
металлических
сосудов, где
она
оставалась
неиспорченной
(ведь Тора упомянула
только
дерево и
камень; на
базе этого
существовал
обычай во
время ткуфы
– времен
равноденствия
и
солнцестояния,
бросать
металл в
воду, см. Рема, Орах Хаим
455:1, см. также Йоре
Деа 116:5 и
Шах там же, см.
также
предисловие
Рабби Авраама
сына ГР”А
к книге Рав
Пеолим).
А что
египтяне
пили после
того как вода
стала кровью?
Тора
сообщает, что
египтяне
рыли землю
вокруг реки,
и пили воду
оттуда (см. также
мнение Рабьи Йехуды, Шемот Рабба
9:11). Но
некоторые
мудрецы
читают, что
хотя египтяне
пытались
найти чистую
воду под землей,
у них ничего
не
получилось
(см. мнение Рабби Нехемии
там же).
Согласно
этому,
египтяне
пили воду евреев,
которых
казнь не коснулась.
(Также,
согласно
мнению в
предыдущем
вопросе, они
могли пить
воду из
металлических
сосудов.)
Возможно
также, что в
кровь превратилась
лишь вода в
реке, а также
в каналах
находящихся
в поле зрения
Аарона, но египтяне
могли пить
воду из
резервуаров
далеких от
реки (см. Абарбанель).
Ответы
на вопросы на
сообразительность
и на
эрудицию:
На каком
языке был
написан Ялкут
Меам Лоэз?
Кто написал
эту книгу? А
кто ее
перевел?
Ялкут Меам
Лоэз был
написан
Рабби Яковом
Кули на Ладино
(испано-еврейском
диалекте), но
автор не
закончил, и
книгу
дописывали другие
Сефардские
мудрецы.
Позже части Меам Лоэз
были
переведены
на иврит (Рав
Шмуэль Йерушалми)
и на
английский (Рав Арье
Каплан).
На каком
языке была
написана
книга Кузари?
Как эта книга
сначала
называлась?
Кто ее
перевел?
Книга Кузари
была
написана на
арабо-еврейском
диалекте и
называлась
«Книга
ответов на
обвинения против
угнетенной
религии». Ее
перевел на иврит
Йехуда
ибн Тиббон.
Где Талмуд
упоминает
язык Африки?
В трех
местах (Санхедрин
4б, Зевазим
37б, Менахот
34б) Талмуд
упоминает
«язык Африки»
в контексте
четырех
коробочек Тефилина – èèôú Тотафот: èè
значит
два на языке Катпов
(может быть
имеется в
виду
Коптский
язык), а ôú
значит
два на языке
Африки (есть
разные предположении
о том, что
здесь
называется
«Африкой»; что
касается
общей драши,
здесь могут
быть
подсказаны
какие-то дополнительные
концепции,
см. например Зоар 3:228б).
Ответы
на вопросы по Халахе:
С какого
возраста
нужно
обучать
детей ждать
между едой
мяса и
молока?
В этом
нет точных
законов, но
обычай
постепенно
обучать
ребенка
примерно с
трех лет,
когда он
начинает
понимать запрет
есть молоко
после мяса,
сначала ждать
час, потом
больше, и к
примерно 9-12
годам ждать
около шести
часов, или
хотя бы ждать
до следующей
трапезы (см.
Писке Тшувот
343:7, Тшувот Веханхагот
1:435, см. также Беэр
Моше 8:36).
Нужно ли
детям читать
«Шнаим Микра Ветаргум»
(дважды
недельную
главу на
иврите, и
один раз
арамейский
перевод Онкелуса)?
У многих
обычай не
заставлять
мальчиков до
Бар Мицвы
читать
полностью
каждую недельную
главу «Шнаим
Микра Ветаргум»
(см. Тшувот
Веханхагот
1:261, но см. Хинух
Йисраэль,
стр. 147, что есть
те, кто
считают, что
и мальчика
следует
этому учить,
когда он
может читать
и понимать,
см. Киньян
Тора 7:20, Халихот
Шломо 12:37, Шевет Алеви
8:46).
С какого
возраста
детям
следует
слушать чтение
Торы в
синагоге?
Желательно
приводить
даже
мальчиков до
Бар Мицвы
в синагогу,
чтобы они
участвовали
в молитве и
слушали Тору,
если они
будут вести
себя хорошо и
не шалить и
не мешать
другим, но есть
некоторые
оправдания
не
заставлять
их слушать длинные
отрывки в Шаббат
и Йом Тов,
когда детям
трудно так
долго
высидеть (см. Писке
Тшувот 135,
пометка 19 от
имени Рава Харфенесса).
Поучения,
Афоризмы:
Почему Моше сам
не ударил
посохом по
реке, а
должен был сказать
Аарону,
протянуть
посох, чтобы
вода превратилась
в кровь?
Всевышний
сказал Моше:
вода реки
когда-то
спасла тебя,
и будет неблагодарностью,
если ты сам
теперь
ударишь по
реке (Шемот
Рабба 9:10,
см. Раши 7:19).