Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Цав.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Ответы
на вопросы
для детей
(Тора для
«младших
школьников»):
Какая
известная Халахическая
книга,
содержащая 354
ответа,
названа
выражением
из нашей
главы?
«Трумат Адешен»
(снимание
пела [с
жертвенника]).
Так назвал
свою книгу
один из
последних Ашкеназских
Ришоним,
где он задал 354
вопроса и дал
ответы на
них. Гематрия
слова Дешен - 354.
Авторы Шулхан
Аруха
цитируют эту
книгу в
сотнях мест,
и многие законы,
которым мы
следуем,
взяты из решений
этой книги.
Автор часто
искал
оправдание
обычаям
нашего
народа, самый
первый его
вопрос объяснить
почему в
северных
странах
летом так
рано молятся
вечернюю
молитву.
Какая буква
в нашей главе
маленькая?
В стихе 6:2,
буква мем
в слове «мокда»
(ее костер)
маленькая.
Какие части
приношения «шеламим»
отдавали коэну?
Коэну
отдавали
грудинку и
правую
заднюю ногу.
Сколько
хлебов
приносили с
жертвой «Тода»?
Какие виды
хлеба это
были?
С Тода
приносили 40
хлебов, из
которых 10
были квасными,
а 30 пресными.
А в каких
случаях
приносили Тода?
Судя по
названию, это
приношение
приносил тот,
кто хотел
поблагодарить
Творца (например,
за чудесное
спасение от
опасности,
излечение от
болезни и т.п.)
В наше время
в подобных
случаях
делают
благословение
«Агомель»,
и у многих
принято
также
сделать
благодарственную
трапезу.
Какой
псалом мы
читаем по
утрам,
который имеет
отношение к
жертве Тода?
Мизмор Летода
сотый
Псалом (см. Мицудот
Давид, что
этот псалом
читал тот,
кто приносил Тода).
Поэтому у Ашкеназим
обычай не говорить
его в те дни,
когда не
приносили Тода
(например,
перед Йом
Кипуром
и Песахом).
«Хелев»
(жир) каких
животных
разрешен в
пищу?
Жир диких
животных
разрешен.
Кто служил в Мишкане
во время семи
дней «милуим?»
Моше.
Ответы
на вопросы к
главе Торы:
Мудрецы Месоры
(дословно
«традиции»,
эти мудрецы
перечисляют
все детали
букв и слов в
Торе) находят
для
количества
стихов
каждой главы
мнемонический
знак (симан).
В чем уникален
симан
нашей главы?
Симан этой
главы это само
название
главы Цав,
т.к. Гематрия
слова φε
96.
Какой
моральный
урок учат
наши мудрецы
из начала
этой главы?
«И снимет [коэн]
одежды свои,
и облачится в
одежды
другие, и вынесет
пепел» (Вайикра
6:4). Наши
мудрецы
говорят (Шаббат
114а) что Тора
здесь учит
правилам
приличия, чтобы,
вынося пепел,
не
загрязнить
одежды, в
которых он
обычно
совершает
служение.
Так,
например, не
обслуживают
господина в
той же
одежде, в
которой
готовят пищу
(см. также Йома
23б). По этой
причине, наши
мудрецы
сильно критикуют
мудреца Торы,
который
ходит в заляпанной
одежде.
Обычно
нельзя
делать
бизнес на
том, что Тора
запрещает в
пищу.
Например,
еврей не
имеет права
иметь некошерный
магазин или
ресторан,
даже если все
его клиенты неевреи.
Но есть одно
исключение,
которое
учится из
нашей главы.
Какое это
исключение?
Тора
сообщает нам
(Вайикра
7:24), что жир
«может
использоваться
для всякой работы,
но есть не
должны вы
его», из чего Рамбам
учит, что
можно
продавать
жир ради
бизнеса. (На
самом деле
слова Рамбама
неочевидны,
ведь Тора
лишь
сообщает, что
можно
получать удовольствие
«ханаа» от
жира, но и от
обычной некошерной
пищи можно
получать ханаа,
а тем не
менее
постоянный
бизнес с некошерной
пищей
запрещен. Возможно
в случае
жира, раввины
не запрещали
делать даже
постоянный
бизнес, т.к.
сама Тора
открыто
разрешает
получать
любое
удовольствие).
Ответы
на вопросы на
сообразительность
и на
эрудицию:
Почему во
многих
синагогах
два из стихов
Мегилы (8:11
и 9:2) читают
дважды?
В этих двух
стихах есть
неуверенность,
как их
читать: «бифнехем»
или «лифнехем»,
«лехарог»
или «велехарог»,
поэтому
многие
читают оба
варианта.
Почему
многие
свитки Мегилы
имеют один «Амуд»
(палочку в
конце
свитка), а
некоторые
два Амуда,
как у Свитка
Торы, а
большинство Ашкеназских
свитков
вообще не
имеют Амуда?
В принципе
свитки Невиим
и Кетувим
требуют один Амуд, но
есть
неуверенность
с какой
стороны. Поэтому
некоторые
делают два Амуда. А
большинство Ашкеназим
следуют псаку
Рема, и
вообще не
делают Амудов,
тем более что
этот свиток
был
изначально написан
как письмо от
Эстер и Мордехая
ко всем евреям.
Почему у
многих
принято, что
сначала вся
община
читает имена
десяти
сыновей
Амана, а потом
уже Баал
Коре?
Т.к. эти слова
нужно
произнести
на одном дыхании,
то каждый
делает это
сам (Гаон
из Рогачёва).
Ответы
на вопросы по Халахе:
Сколько
следует дать
денег для «махацит
ашекель»?
Большинство
Ашкеназим
дают 3
половинки из
монет,
принятых в их
стране
(например, 3
монеты по 50
центов), а
многие Сефардим
(если могут
позволить)
стараются
дать эквивалент
настоящего
полу-шекеля
(т.е. около 10 граммов
серебра, порядка
5 долларов).
На что
именно дают «махацит ашекель»?
Только на
синагогу или
можно просто
дать эти
деньги
бедным?
Да,
некоторые
даже
предпочитают
дать эти деньги
бедным. Так что
раздавая
бедным
деньги в Пурим
можно иметь в
виду
включить и
обычай полу-шекеля.
Нужно ли
женщинам и
детям давать
по пол шекеля?
По букве
закона, нет,
но у многих
принято давать
супротив
всех членов
семьи, и если
начали так
делать, то
следует
продолжать.
Поучения,
Шутки,
Афоризмы:
(Мишле 23:29-35):
У кого "Ах!"? У
кого "Увы!"? У
кого ссоры, у
кого плач, у
кого
напрасные
раны, у кого
багровость
глаз? У
сидящих
поздно за вином,
приходящих
отыскивать
вина
приправленного.
Не смотри на
вино, когда
оно красно, когда
он смотрит в
свою чашу,
ему все
кажется
прямым («мейшарим»,
в смысле,
любые грехи
его не
волнуют).
Впоследствии,
как змей, оно
укусит, и
ужалит, как
гадюка. Глаза
твои увидят
странные
видения, и
сердце твое будет
говорить
превратное. И
будешь как
лежащий
посреди моря
и как лежащий
на верху мачты.
Били меня
мне не было
больно, наносили
мне удары я
не
чувствовал.
Когда проснусь
опять буду
искать того
же. На базе этих
стихов Мидраши
(Вайикра Рабба 12:1 и
Эстер Рабба
5:1) описывают,
как пьяница
пропивает
все. Хотя
читается (кри)
«смотрит в λερ» (свою
чашу),
написано (ктив)
«смотрит в λιρ» (в
кошелек). Пьяница
смотрит в
чашу, а
бармен в
кошелек, [т.е.
обманывая
пьяного,
бармен]
говорит, что он
выпил
гораздо
больше. В
результате
пьяница
пропивает
все, превращая
свой дом в
равнину («мейшарим»,
в смысле
продает все в
доме). Зачем
мне дорогая
посуда,
сойдет и
глиняная
Вот что
произошло с
одним
человеком,
который
привык
каждый день
выпивать по
двенадцать
мер вина.
Однажды он
выпил всего
одиннадцать
мер, лег
спать, и не
приходил к
нему сон. Встал
он в темноте,
пошел к
хозяину
таверны и
сказал ему:
продай мне
одну меру
вина! Сказал
ему [хозяин
таверны]: не
открою я
тебе, ведь
темно, и я
боюсь
стражников. [Пьяница]
поднял глаза
и увидел
отверстие в
двери, бросил
деньги за
вино через
отверстие и
сказал, ты
лей мне
изнутри, а я
буду пить
снаружи. Так
[хозяин
таверны] и
сделал. Тот напился
и заснул под
дверью.
Подошли к
нему городские
стражи,
подумали, что
он вор, избили
его и
изранили. Про
него сказано:
«у кого напрасные
раны?»