Еврейский Калейдоскоп. Глава Цав.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Вопросы для детей (Тора для «младших школьников»):

Какая известная Халахическая книга, содержащая 354 ответа, названа выражением из нашей главы?

Какая буква в нашей главе маленькая?

Какие части приношения «шеламим» отдавали коэну?

Сколько хлебов приносили с жертвой «Тода»? Какие виды хлеба это были?

А в каких случаях приносили Тода?

Какой псалом мы читаем по утрам, который имеет отношение к жертве Тода?

«Хелев» (жир) каких животных разрешен в пищу?

Кто служил в Мишкане во время семи дней «милуим

Вопросы к главе Торы:

Мудрецы Месоры (дословно «традиции», эти мудрецы перечисляют все детали букв и слов в Торе) находят для количества стихов каждой главы мнемонический знак (симан). В чем уникален симан нашей главы?

Какой моральный урок учат наши мудрецы из начала этой главы?

Обычно нельзя делать бизнес на том, что Тора запрещает в пищу. Например, еврей не имеет права иметь некошерный магазин или ресторан, даже если все его клиенты неевреи. Но есть одно исключение, которое учится из нашей главы. Какое это исключение?

Вопросы на сообразительность и на эрудицию:

Почему во многих синагогах два из стихов Мегилы (8:11 и 9:2) читают дважды?

Почему многие свитки Мегилы имеют один «Амуд» (палочку в конце свитка), а некоторые – два Амуда, как у Свитка Торы, а большинство Ашкеназских свитков вообще не имеют Амуда?

Почему у многих принято, что сначала вся община читает имена десяти сыновей Амана, а потом уже Баал Коре?

Вопросы по Халахе:

Сколько следует дать денег для «махацит ашекель»?

На что именно дают «махацит ашекель»? Только на синагогу или можно просто дать эти деньги бедным?

Нужно ли женщинам и детям давать по пол шекеля?

Поучения, Шутки, Афоризмы:

(Мишле 23:29-35): У кого "Ах!"? У кого "Увы!"? У кого ссоры, у кого плач, у кого напрасные раны, у кого багровость глаз? У сидящих поздно за вином, приходящих отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, когда оно красно, когда он смотрит в свою чашу, ему все кажется прямым («мейшарим», в смысле, любые грехи его не волнуют). Впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как гадюка. Глаза твои увидят странные видения, и сердце твое будет говорить превратное. И будешь как лежащий посреди моря и как лежащий на верху мачты. Били меня – мне не было больно, наносили мне удары – я не чувствовал. Когда проснусь – опять буду искать того же. На базе этих стихов Мидраши (Вайикра Рабба 12:1 и Эстер Рабба 5:1) описывают, как пьяница пропивает все. Хотя читается (к’ри) «смотрит в λερ» (свою чашу), написано (к’тив) «смотрит в λιρ» (в кошелек). Пьяница смотрит в чашу, а бармен – в кошелек, [т.е. обманывая пьяного, бармен] говорит, что он выпил гораздо больше. В результате пьяница пропивает все, превращая свой дом в равнину («мейшарим», в смысле продает все в доме). Зачем мне дорогая посуда, сойдет и глиняная … Вот что произошло с одним человеком, который привык каждый день выпивать по двенадцать мер вина. Однажды он выпил всего одиннадцать мер, лег спать, и не приходил к нему сон. Встал он в темноте, пошел к хозяину таверны и сказал ему: продай мне одну меру вина! Сказал ему [хозяин таверны]: не открою я тебе, ведь темно, и я боюсь стражников. [Пьяница] поднял глаза и увидел отверстие в двери, бросил деньги за вино через отверстие и сказал, ты лей мне изнутри, а я буду пить снаружи. Так [хозяин таверны] и сделал. Тот напился и заснул под дверью. Подошли к нему городские стражи, подумали, что он вор, избили его и изранили. Про него сказано: «у кого напрасные раны?»

Ответы

Предыдущая глава