Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Трума.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Ответы
на вопросы
для детей
(Тора для
«младших
школьников»):
Какого
размера был
стол в Мишкане
(в переносном
Храме,
который наш
народ построил
в пустыне)?
Тора
сообщает, что
стол был две амы на аму,
и высотой в
полторы амы.
(Ама
локоть, мера
длины
примерно в
полметра)
А были
ли в Мишкане
другие столы?
В самом
здании Мишкана
других
столов не
было, но
возможно, во
дворе вне
здания,
использовались
какие-то другие
столы, хотя в
Торе ничего
про это не
упомянуто. Во
всяком
случае, мы
точно знаем,
что в
Иерусалимском
Храме было
много столов
для разных
целей (см. Мишна
Шекалим
6:1,4).
Какой из
предметов
Храма был
выше: Ковчег
(Арон), Стол,
или Менора?
Менора была
высотой 18 тефахим,
а Ковчег и
Стол были
всего по
полторы амы,
т.е. по девять тефахим.
Что
означает
название
хлеба «лехем
апаним?»
«Лехем апаним»
буквально
«хлеб с
лицами»
(слово «паним»
значит «лицо»,
и на иврите
это слово
всегда во
множественном
числе). Одно
из
объяснений, что
у этого хлеба
было много
«лиц», т.е.
поверхностей
(он был очень
сложной
формы, и
между
караваями
прокладывали
определенные
трубочки,
чтобы он не прел
и оставался
свежим всю
неделю).
Также, «паним»
может
иметься в
виду, что он
перед «Лицом»
Всевышнего.
(Вообще слово
«перед» μτπι
однокоренное
со словом
«лицо»).
Где Тора
сообщает нам,
когда именно
следует
ставить «лехем
апаним»
на стол, и что
с ним потом
делать?
В Книге Вайикра,
в конце главы
Эмор (24:5-9).
Хлеба
ставили в Шаббат,
а хлеб
предыдущей
недели
съедали коэны.
Один из
материалов,
который
использовался
для тканей,
назывался ωω «шеш»
(см. Шемот
25:4, 26:1,31,36). Что это за
материал?
Шеш это лен,
но т.к. слово ωω еще
значит шесть,
то Талмуд
сообщает (Йома
71б), что
льняные нити
были
шестислойными.
Согласно
Ибн Эзра,
это был особо
тонкий
египетский
лен виссон
(от
древнегреческого
βύσσος, на
иврите αευ «буц»,
как здесь Таргум
переводит
слово «шеш»,
см. также
Эстер 1:6).
Ответы
на вопросы к
главе Торы:
В нашей
главе
упоминаются
формы
ангелов «Крувим»
(Херувим).
Какая разница
была в форме Крувим
в Мишкане
и в Храме Шломо?
В Мишкане Крувим
были частью
самой крышки
ковчега (Капорет),
вылитые с ней
из одного
куска золота,
и находились
над ней. В
Иерусалимском
Храме Крувим
были намного
большего
размера (по
десять амот
пятиметровой
высоты) и
стояли по обе
стороны от Ковчега,
и занимали
всю Святую
Святых. Вдобавок,
в Храме Крувим
были из
дерева,
покрытые
золотом, а в Мишкане
из чистого
золота.
А где в Мишкане
были формы Крувим,
кроме как над
Ароном в
Святой
Святых?
Крувим были
вышиты на
материале,
которым
покрывали Мишкан, а
также на
занавесе,
который
разделял
самую святую
часть (Кодеш
Акодашим)
от остальной
части здания
(Шемот 26:1, 31).
Где раньше в
Торе
упоминались
эти ангелы? А какие
еще типы
ангелов
упомянуты в Танахе?
Тора
упомянула,
что Крувим
были
поставлены
охранять
вход в «Ган
Эден» (Берешит
3:24). Рамбам (Йесоде Атора 2:7)
всего
насчитывают
десять видов
ангелов: Хайот
(Йехезкель
1:5), Офаним (Йехезкель
1:15-16), ΰΖψΐΰΖμΜΘν - Эрелим
(Йешайху
33:7), Хашмелим
(Хашмаль
упоминается
в Йехезкель
1:4), Серафим (Йешаяху
2:6), Малахим,
Э-лоим
(так иногда
называются
ангелы, см.
например Берешит
32:30, Йехошуа
22:22, Шофтим
13:21, Техилим
82:1,6), Бне Э-лоим (см. Ийов 38:7), Крувим,
и Ишим
(дословно
просто «люди»,
ведь ангелы
иногда
показываются
в форме
людей). В Зоаре
(2:43а, см. также
предисловие
к Тикуне Зоар) тоже
упоминается
десять видов
ангелов, но не
упоминаются Крувим
(может быть
потому, что
это и есть Хайот,
см. 10-ую главу Йехезкеля).
Вместо Крувим,
Зоар упоминает
Эй-лим.
(Заметим, что
в других
источниках
приводятся
другие виды
ангелов,
например в
Псалмах 68:18 «Шинаним»,
см. ГРА к Агаде Берахот
61а; в Книге
Даниэля 4:14
«Ирин», см. Элияху
Рабба 281:11 и
другие). Рамбам
пишет, что
самая низкая
из этих форм
это Ишим,
которые
открываются
людям. Самая
высокая из
этих
категорий
согласно Рамбаму
это Хайот,
но
Каббалисты
считают, что
Серафим выше Хайот, а
самая
высокая
форма видимо Эрелим (см.
Зоар 2:43а).
(Кстати, в
наших
субботних
молитвах, мы
говорим в
таком
порядке
Серафим, Офаним
и святые Хайот,
но Аризаль
(Шаар Акавонот,
нусах атфила)
считал, что
правильный нусах
Серафим, Хайот,
и святые Офаним,
т.к. Офаним
ниже, чем Хайот,
и так
произносят Сефардим
и Хасидим).
Ответы
на вопросы на
сообразительность
и на эрудицию:
Какой
наиболее
древний
человек
упомянут в Мишне?
Мишна
упоминает
Адама (см. Санхедрин
4:5, см. также Авот
3:14, хотя в этой мишне
возможно
имеется в
виду «Адам» в
смысле «человек»).
(Заметьте,
вопрос был
про самого
древнего
человека, а
не самого
древнего
еврейского
мудреца!)
А кто самый
поздний из
мудрецов,
упомянутых в Мишне?
В наших
версиях Мишны
(Авода Зара 2:6)
упоминается,
что «Реббе
и его Бет Дин»
разрешили
запрет
употребления
нееврейского
оливкового
масла, и по
большинству
мнений
имеется в
виду не Рабби
Йехуда Анаси,
составитель Мишны, но
его внук,
которого
звали так же
(но заметим,
что многие Ришоним
вычеркивают
это из текста
Мишны, см.
их
комментарии
к Авода Зара 36а). Еще в самом
конце наших мишнает (Укцин 3:12)
упоминается
Р. Йехошуа
бен Леви, который
жил уже в
поколении
после Реббе,
составителя Мишны, но
возможно эта
«мишна»
была
добавлена
позже, чтобы
закончить на агаде (а
есть мнения,
что это
вообще
другой мудрец,
которого
тоже звали Р. Йехошуа
бен Леви,
который мог
жить раньше).
Также в Пирке
Авот (2:2)
упоминается
сын Реббе
Рабан Гамлиэль.
Какой
мудрец
упоминается
в Мишне
больше всего
раз?
Рабби Йехуда
(это Р. Йехуда
бар Илай,
ученик Рабби Акивы).
Ответы
на вопросы по Халахе:
Обязательно
ли есть мясо
в Пурим?
На это счет
есть диспут,
и следует
устроить
хотя бы одну
трапезу днем,
когда делают броху на
хлеб, и едят
мясные блюда.
Но, во всяком
случае, тот,
кто не любит
мясо, может
его не есть.
Если
женщина
собирается
идти в Микву
ночью после Пурима,
можно ли ей
есть мясо?
По
большинству
мнений, да.
Хотя обычай
не есть мясо
перед тем как
идут в микву
(вдруг оно
застрянет
между
зубами), но в Пурим
мясо едят, а
потом как следует
чистят зубы.
Если забыли
«Аль Анисим»,
нужно ли
читать Биркат
Амазон
заново?
Есть диспут
на этот счет,
и на практике
не читают заново
(а если
возможно
следует
услышать от другого,
кто будет
читать Биркат
Амазон).
Поучения,
Афоризмы:
(Танхума,
Трума 2).
«Потому что Я
преподал вам
доброе
учение. Не
оставляйте
Торы Моей» (Мишле
4:2). В случае
обычного
бизнеса, если
один человек
продает или
обменивает с
другим, то он
что-то теряет,
а что-то
получает. Но
в случае
Торы, если один
выучил один
трактат, а
второй
выучил другой
трактат, и
они друг
друга
обучили, то
каждый в
результате
узнаёт новое,
и ничего при
этом не
потеряет.
Поэтому
самый лучший
товар - это
Тора.
Однажды, на
корабле плыли
множество
людей, и один
из них был
знатоком
Торы, но
ничего с
собой не вёз,
а остальные
были купцами
и везли много
товара. Когда
у него
спросили:
Почему ты
ничего не
везёшь? Он
сказал, что у
него товара
ещё больше
чем у них.
Увидев, что у
него ничего нет,
они
посмеялись
над ним.
Потом на них
напали
бандиты и всё
своровали.
Когда они
добрались с
пустыми
руками до
города, то
знаток торы
пошёл в Бет Мидраш
и стал
обучать Торе.
Жители
города тогда
побеспокоились
о нём и
удовлетворили
все его
нужды. Тогда остальные
купцы поняли
у кого в
действительности
настоящий
товар,
который
никогда никуда
не пропадает,
и пришли к
нему, извинились
и попросили,
чтобы он
представил
их жителям
города, чтобы
те их
накормили.