Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Трума.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Ответы
на вопросы
для детей
(Тора для
«младших
школьников»):
Какие
металлы
использовались
для построения
Мишкана?
Золото,
серебро и
медь.
Какого
цвета был «толаат
шани?»
По
большинству мнений,
это был ярко
красный цвет.
И так выглядит
из Йешаяху
(1:18) «Давайте же
рассудимся, –
говорит Г-сподь.
– Если будут
грехи ваши,
как шаним,
то станут
белыми, как
снег; а если
будут они красны,
как толаа,
то станут,
как шерсть»
(см. также ГР”А в комментариях
к этому стиху
и в Шанот Эляху, Шаббат
9:3). Само слово «толаат»
значит, что
этот цвет
получался из
червя. Но Рав
Арье
Каплан
привод также
мнения, что
это был оранжевый
или розовый
цвет.
Что в Храме
было из
чистого
золота?
Менора, Капорет и Крувим.
Что
находилось в
самой святой
части Храма (в
Кодеш Хакодашим)?
Арон (святой
ковчег) с
крышкой (капорет)
и формами
ангелов (керувим).
Какое из
покрытий
Шатра было
большим –
нижнее (из
льна и
шерсти) или
второе – из
козьего
волоса?
Нижнее
покрытие
было меньшим
по площади.
Оба покрытия
свисали, и покрывали
не только
крышу (а
покрытие из
козьего
волоса,
возможно
даже
влачилось по
земле).
А что
находилось в
средней
части Храма –
в Хехале?
А какой из
этих
предметов
описан не в
нашей главе,
а в
следующей?
В Хехале
были Менора,
стол и
маленький
жертвенник.
Последний не упомянут
в нашей
главе, он
описан в
главе Тецаве.
Ответы
на вопросы к
главе Торы:
Согласно
Талмуду, один
из предметов
Храма, описанный
в нашей
главе, вызвал
недоумение и
заинтриговал
самого Моше.
Какой это
предмет и
почему он так
озадачил Моше?
Талмуд
сообщает нам
(Менахот
29а), что Моше
особенно
озадачили
три вещи: Менора,
Рош Ходеш
и некошерные
животные.
Возможно, эта
Агада
имеет
мистическое
значение (см.
например Зоар
2:157-158, Рав Йицхак
Айзек Хавер
в
книгах «Афике
Ям» -
комментарий
к Агаде к
этому месту,
«Ор Тора», 31, Сиах
Йицхак «Друш Лесиюм
Ашас», 18). Но
существует и
простое
объяснение:
чтобы получить
нужный вес Меноры (1 Кикар),
нужно было
произвести
сложный
расчет, для
которого в
том числе
требуется
знание числа
пи с большой
точностью
(Рабби Вайсмандел,
«Торат Хемед» стр.
113; так же можно
объяснить
затруднение,
связанное с Рош Ходешем,
ведь для
еврейского
календаря
требуется знание
астрономии, и
довольно
точные знания
о среднем
периоде луны;
и возможно,
по также
сложность в
отношении некошерных
животных
состояла в
том, что
требовалось
знание
зоологии).
Талмуд
упоминает,
что одна из
свечей называлась
«Нер Маарави»
(западная
свеча). Какая
именно свеча
так называлась,
и в чем была
ее уникальность?
Начнем с
того, что
существовал
диспут о том,
как стояла
сама Менора.
Рабби Йехуда
Анаси
считал, что Менора
стояла с
востока на
запад, а
Рабби Элазар
бен Рабби Шимон,
что она
стояла с юга
на север (Менахот
98б, см.
также
Иерусалимский
Талмуд, Шекалим
26б). Если Менора
стояла с юга
на север, то
средняя
свеча называлась
«западной» и
ее фитиль
действительно
был обращен в
западном
направлении
(а в сторону
середины
были
обращены
остальные свечи;
возможно,
здесь
подсказана
идея, что Шаббат
можно рассматривать
не только
конец недели,
но и как его
середину: 3
дня после Шаббата
относятся к
предыдущей
недели, а три
последних
дня – к
следующему Шаббату). Если же Менора
стояла с
востока на
запад, то
простой
смысл, что
«западная»
свеча
находилась с
самого запада
(Рамбам,
комментарии
к Мишне, Тамид 3:9, 6:1,
см. также
Йеменское
издание Рава Капиха,
что Рамбам
во многом к
концу жизни
поменял свои
комментарии
к этим Мишнам,
но похоже он
продолжал
считать, что
согласно
мнению, что Менора
стояла с
востока на
запад, западная
свеча была с
самого
запада). Тем
не менее,
большинство
мудрецов
считают, что
западная
свеча не была
крайней
свечой на
западе, а
была второй
свечой от
востока,
западнее
первой
(интересно,
что Раши
в разных
местах
объясняет
по-разному, в
Трактате Менахот
98б, он
согласен с Рамбамом,
а в Трактате Шаббат 22б
и Йома 39а
он пишет, как
последнее
мнение, см.
также Рамбан
к Шаббат
22б и вопросы
и ответы Рашба
1:309; заметим, что
из Мишнайот
Тамид 3:9 и 9:1
выглядит, что
именно западную
из двух
восточных
свечей
называли
«западной», но
в наших
изданиях Масехет
Тамид 30б и
33а
приводится
версия, что
это была
западная из
двух
западных
свечей, и Рамбам
тоже имел
такую гирсу).
Вообще Менору
по утрам
чистили в два
присеста, 5
свечей отдельно,
и две
отдельно, и
получается,
что эта свеча
была
западной в
своей группе.
Когда наш
народ
заслуживал,
западная
свеча горела
постоянно
(хотя в нее
наливали
столько же
масла,
сколько в
остальные, чтобы
они горели
лишь ночью).
Вечером от
нее зажигали
остальные
свечи.
В книге Зоар
в Главе Трума
напечатан
небольшой отрывок,
имеющий
особое
значение. Что
это за отрывок?
В конце
главы Трума,
в Зоаре
напечатана «Сифра Децниута»
- Книга
Скрытых
[Знаний]. Эта
книга
состоит из
пяти
небольших
глав
(супротив
Пяти Книг
Торы), и
помещается
на 3½ страницах.
Она является
одним из
самых ключевых
мистических
частей Зоара
(ГР”А
считал, что
эта книга по
отношению ко
всему Зоару,
подобна Мишне
по отношению
к Талмуду, в
смысле, весь Зоар
подобен
комментарию
к этой книге;
и сам Виленский
Гаон
тоже написал подробный
комментарий
к Сифра Децниута).
Ответы
на вопросы на
сообразительность
и на
эрудицию:
В молитве Шахарит в
благословение
перед Шма
мы говорим,
что ангелы с
трепетом
исполняют
Волю Творца øÀöåÉï ÷åÉðÈí, но в Сефардских
сидурах
написано: øÀöåÉï ÷åÉðÅéäÆí.
Разве это
правильно
грамматически,
ведь казалось
бы, слово ÷åÉðÅéäÆí – во
множественном
числе («их
господ»)?
В
принципе, и
грамматическая
форма слова
«конейhэм»
может
значить «их
Господин»,
также как в Торе
(Берешит
40:1) написано «адонейhэм»
- «их господин,
царь
Египетский»
(см. Шааре Тешува 49:1).
Какой
правильный нусах в Мусафе Шаббата: «Тиканта Шаббат» -
через Куф (ú÷ðú) или
через Каф (úëðú)? А в
чем разница
между этими
словами?
В
большинстве Сидуров
(кроме «Тег͂илат
Ѓашем» – Хабад)
напечатано úëðú через
Каф, и так
говорят даже Сефардим,
хотя в При Эц
Хаим
приводится,
что
правильный нусах –
через Куф,
считается,
что на
писания Аризаля
не
включенные в Шмоне Шеарим
не очень
следует
полагаться
(см. Каф Ахаим
286:1). úëðú происходит
от ивритского
корня,
который
часто
упоминается
в Торе, и
обычно
связано со
словом
приготавливать
или проверять.
С другой
стороны, ìú÷ï
через Куф
в Танахе
встречается
лишь один
раз, и
означает
обычно
исправлять
(отсюда
раввинское
выражение «тикун олам»).
А
что насчет
благословения
перед Шма
в Шаббат: Раа Вехиктин
через Куф (åäú÷éï) или
через Каф (åäúëéï)?
В наших сидурах
напечатано
через «веhиткин» Куф.
Интересно,
что Тур (281)
приводит
альтернативный
вариант, тоже
через Куф,
но через «тет» и
с
перестановкой
букв: «åä÷èéï»
(веhиктин –
уменьшил).
Этот нусах
основан на
мистическом Мидраше
(см. Хулин
60б), что Творец
уменьшил
луну.
Вопросы по Халахе:
Если
нужно кого-то
позвать из
синагоги, как
поступить?
В
синагогу не
следует
заходить в
личных целях,
поэтому
следует
сначала прочесть
что-то, пусть
даже один
стих Торы
(или хотя бы
посидеть
немножко, что
тоже считается
мицвой), а
потом уже
позвать
человека.
В
каких
случаях
можно есть
или пить в
синагоге?
По закону Шулхан Аруха в
синагоге
нельзя есть
и пить, но Ахроним
написали некоторые
исключения
из правил. В
частности, некоторые
синагоги
специально
строят, чтобы
у них был
более мягкий
статус.
Вдобавок, в
определенных
случаях разрешается
есть или пить
ради мицвы.
Также, тот,
кто
постоянно
занимается
Торой в Бет Мидраше,
может поесть
там, чтобы не
тратить
время на
поход домой.
В любом
случае,
нехорошо
оставлять
стакан с кофе
около книг,
потому что он
может пролиться
(а бывает, что
смахивает
тот, кто закутывался
в талит).
Если
человек
поставил
стакан или очки
(или телефон)
на сиденье в
синагоге, а
другой сел на
это место и
сломал,
должен ли он
платить?
Обычно
люди не
проверяют
сиденье,
прежде чем
сесть,
поэтому
виноват тот,
кто положил этот
предмет на
сиденье (Мишпатей
Тора 1:2, см.
также Тувха
Ябиун 2, тшува 56 от
имени Рава Элияшева,
но Рав Зилберштейн
там пишет,
что «Лецет
Едей Шамаим»
- если он
хочет
выполнить
свою
обязанность
перед
Творцом, то
он должен
заплатить). Но
если человек
оставил очки
на сиденье в микве, то
севший на них
несет
ответственность,
т.к. в микве
люди обычно
оставляют
свои вещи на
скамейке. И тот,
кто сел,
должен был
проверить.
Поучения,
Шутки,
Афоризмы:
(Йерушалми
Бейца 20б): Реббе
сделал
свадьбу для
своего сына
Рабби Шимона,
и в Субботу
после
свадьбы они
пели и хлопали
в ладоши
необычным
образом (потому
что раввины
запретили
хлопать
делать
музыкальные
звуки и даже
хлопать в
ладоши в Шаббат,
чтобы это не
привело к
починке
музыкального
инструмента).
Мимо
проходил
Рабби Меир и услышав
их хлопанье
зашел и
сказал:
«Господа, что
уже
разрешено
[осквернять] Шаббат?» Реббе
услышал и
закричал:
«Это кто
пришел нас
притеснять в
нашем
собственном
доме?» Когда
Рабби Меир
услышал его
голос [и
понял, что
это голос Реббе],
он убежал, и Реббе
увидел его
затылок из
окна. Реббе
позже
говорил, что
он получил
свои знания Торы
в заслугу за
то, что
удостоился
улицезреть
затылок
Рабби Меира!