Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Трума.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Вопросы
к главе Торы:
В нашей
главе часто
используется редкое
слово из двух
одинаковых
букв, которые
и по форме
написания
напоминают
значение
слова. Что
это за слово?
Это слово
омоним, чаще
всего оно
значит Имя
Всевышнего,
но в нашей
главе оно
используется
десятки раз в
значении
предмета
Храма. Что
это за слово?
Тора
сообщает нам,
что
жертвенник
был навув (ًلهل) – полый
(пустой
внутри). Это
слово
приводится в
Талмуде (Шаббат
104а) как пример
слов, которые
имеют
какое-то
значение,
если их
читать
наоборот
(вместе со
словами لنّ и هٌّ).
Заметим, что
значение
слова لهلï (ًلهل
наоборот)
неясно.
Почему
выбраны именно
эти редкие
слова, тогда
в Торе есть
множество
обычных слов,
которые при
прочтении
наоборот
превращаются
в хорошо известные
слова?
Вопросы
на
сообразительность
и на эрудицию.
Это
выражение
сегодня
используется
для наиболее
великих
мудрецов
поколения, но
Рема (главный
халахический
авторитет
для Ашкеназим)
использует
это
выражение в Шулхан Арухе по
отношению к
необразованным
людям. Что это
за выражение?
А какое
выражение
используют
сегодня для мудрецов,
которые
обладают
особенной
широтой
знания, но во
время
Талмуда это
выражение
упоминается
как
недостаток в
понимании Геморы?
Что общего
есть между
ослом и
вином?
Вопросы по Халахе:
Если
человек
опьянел во
время
трапезы Пурима,
может ли он
читать Биркат
Амазон? А
как насчет Шма и
молитвы?
Стоит ли напившемуся
в Пурим
поспать
перед
вечерней
молитвой, а
потом встать,
пока ночь еще
не прошла, и
помолиться Маарив?
Если
человеку
придется
вести машину,
можно ли
напиваться в Пурим?
Поучения,
Шутки,
Афоризмы:
В Торе
написано, что
когда
Всевышний
создавал Хаву,
Он сказал,
что сделает
Адаму «Эзер
Кенегдо»
(дословно:
«помощницу
супротив
него»). Если мужчина
заслужит,
жена будет
ему
помощницей. А
если нет, то
она будет
против него (Йевамот
63а).
Р. Акиба
обычно
посмеивался
над
грешниками
(которые не
смогли
удержаться
от
проступков).
Однажды Сатан
решил его
проучить и
показался
ему очень красивой
женщиной на
вершине
пальмы.
Схватив
дерево, Р. Акиба
стал
карабкаться
наверх, но
когда он
добрался до
половины
дерева [Сатан]
отпустил его,
сказав: Если
бы они не
провозгласили
на Небесах:
«обратите
внимание на
Р. Акибу и
его учение», я
бы и двух
монет за тебя
не отдал. (Кидушин
81а).