Еврейский Калейдоскоп. Глава Тецаве.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей (Тора для «младших школьников»):

Сколько раз имя Моше упоминается в нашей главе?

Имя Моше не упоминается в нашей главе ни разу. (Согласно одному из объяснений это связано с тем, что Йорцайт Моше обычно попадает на эту главу, и здесь сбылись слова самого Моше, когда он в отчаянной молитве за наш народ сказал Творцу «иначе сотри меня из Книги, которую Ты написал»).

А сколько раз имя Аарон упоминается в нашей главе?

Аарон в нашей главе упоминается 36 раз.

Какой из предметов внутри Мишкана, описан не в главе Трума, а нашей главе?

Маленький жертвенник, на котором воскуряли благовония.

Назовите ивритские названия предметов одежды, которые взяты из нашей главы, и которые и в современном иврите значат примерно то же самое: шапка, рубаха, штаны.

В нашей главе подробно описаны одежды первосвященника и обычного коэна. Многие из этих слов означают предметы гардероба и в современном иврите. Головной убор первосвященника назывался «мицнефет», а обычного священника – «магбаат». Оба слова сегодня используются, хотя редко (мицнефет может значить чалму или тюрбан, а магбаат – шляпу, или даже цилиндр). Чаще для обычной шапки используют слово «кова». (Слово «кова» в Хумаше не упоминается, и хотя оно тоже Библейское, обычно в те времена «кова» значило «шлем», который носили военные, см. Шмуэль 1:17:5, Йирмияху 46:4, Йехезкель 27:10, 38:5). Слово «кетонет» до сих пор используют в смысле «рубашки», а также «меиль», хотя сегодня это обычно верхняя одежда, типа плаща. Наконец, слово «михнесаим» до сих пор означает штаны.

Ответы на вопросы к главе Торы:

Почему при описании процедуры одевания священников, упомянуты все одежды кроме штанов?

Согласно Рамбану (29:9), Моше одевал священников, но штаны они надевали перед этим сами, из-за соображений скромности (см. также Эмет ЛеЯков). Заметим, что Талмуд (Йома 23б) тоже подчеркивает, что коэны сначала надевали штаны (и некоторые учат отсюда, что и для обычного человека, когда он одевается, например, после миквы, следует сначала надеть штаны, но другие считают что следует поскорее надеть талит, чтобы начать выполнять заповедь цицит).

Сколько всего из потомков  Аарона были помазаны и стали священниками?

В Торе сообщается лишь про четырех сыновей Аарона, и среди наших мудрецов тоже существуют мнения, что внуки и другие потомки помазаны не были. (Согласно этому, если у Аарона, были внуки и правнуки, которые родились еще в Египте или в первый год пустыни, то они не стали коэнами, за исключением Пинхаса, с которым Всевышний позже заключил Свой особый союз). Сложность этого объяснения в том, что тогда непонятно как трое коэнов (которые остались после гибели Надава и Авиху) могли обслуживать такой огромный народ? Как, например, в течение нескольких часов они могли принести тысячи Пасхальных жертв в пустыне? (И хотя до захода солнца им требовалось только успеть принять кровь каждого барашка, и прыснуть на жертвенник, и теоретически это можно успеть, если все делать в течение скажем десяти секунд, но потом им пришлось бы провести большую часть ночи, воскуряя жиры, почки и другие органы). Поэтому согласно простому смыслу выглядит, что кроме сыновей Аарона, были помазаны всего его потомки мужского пола.

Каким образом совершали помазание на головах у священников, и отличалось ли от того, как совершали помазание царей?

Талмуд сообщает (см. Критот 5б, Хоряйот 12а, см. также Раши к нашей главе 29:36), что на священников масло лили в форме греческой буквы «хи» (эта буква выглядит, как русское «ха»). Таким же образом лили масло на определенные хлебные жертвы (см. Раши 29:2; заметим, что здесь он считает, что форма была похоже на наш нун, но в наших изданиях Талмуда, в его комментариях к Критот напечатали букву Х, а к трактату Хоряйот – подобие буквы Хет; также в разных изданиях Рамбама печатают иногда форму еврейского Хафа, и иногда Х и возможно некоторые из различий связаны с само-цензурой). Царей помазывали по окружности, в форме венца или короны (Талмуд, там же).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию:

Сколько стихов в Мегилат Эстер?

167.

Про какие слова есть неуверенность, как их писать и читать?

В стихе 7:4, в некоторых изданиях в слове «велаhарог» пропустили вав «лаhарог». Также в стихе 9:2 в некоторых изданиях было напечатано «бифнеhэм» вместо «лифнеhэм». Во многих синагогах читают на всякий случай оба варианта. (Заметим, что Рав Мордехай Броер считал оба альтернативных варианта ошибочными из-за неточностей печатного издания типографии в Венеции под редакцией некого Якова бен-Хаима ибн-Адония. Рав Броер пишет, что нет никаких причин читать эти стихи по два раза, тем самым «увековечивая память» ибн-Адония, который, между прочим, впоследствии перешел в Христианство.)

Сколько в Книге Эстер больших и маленьких букв?

В Книге Эстер всего три маленькие буквы, и три большие (см. 15-ый ответ здесь).

Ответы на вопросы по Халахе:

Если наступила ночь на Пурим, можно ли перекусить после поста до чтения Мегилы?

Если очень требуется, для слабого человека можно разрешить немного поесть не мучной пищи, и попить безалкогольные напитки.

А что делать тем людям (и в частности женщинам), которые будут слушать Мегилу позже, но им трудно продолжать поститься?

Разумеется, трудно ничего не есть, пока не прочитают Мегилу, и если требуется, можно разрешить поесть не мучную пищу (и следует оставить себе на мобильном телефоне напоминание не забыть услышать чтение Мегилы).

Можно ли стричься или стричь ногти в Пурим?

Стричься у еврейского парикмахера не следует, но постричься у нееврея можно, и также, если требуется, можно постричься самому, или постричь ногти.

Поучения, Афоризмы:

(Хагига 6а, Сота 37б): Рабби Йишмаэль считает, что общие правила соблюдения заповедей Моше получил на горе Синай, а уже детали он учил позже в Шатре Откровения. А Рабби Акива говорит, что и общие правила, и все детали Моше получил с горы Синай, и повторял в Шатре Откровения, и позже еще раз перед заходом в Землю Израиля.

Предыдущая глава