Еврейский
Калейдоскоп.
Главы Тазриа-Мецора.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Вопросы
к главе Торы:
Где в наших
главах
упомянута
гонорея?
По
некоторым
мнениям, «зав»
упомянутый в
конце главы Мецора
(15-ая глава Вайикра)
включает
больного
гонореей.
Где еще в Танахе
упомянута
болезнь «цараат»?
В Хумаше
упоминается цараат Мирьям. В
пророках
упоминается цараат
Сирийского
генерала Наамана,
и какие-то мецораим
во время
войны с
Сирией (оба
отрывка
стали Хафторами
к этим
главам). В Дивре
Аямим
упоминается цараат царя
Узии.
По мнению
некоторых Гаоним,
построить кошерную микву для
женщин очень
трудно, и это
сделать можно
только в
определенных
местах.
Почему?
Некоторые Гаоним
считают, что
и женщине
заве нужно
окунаться в
«живой воде»,
как мужчине
«заву». А живая
вода – это
ручей или
ключ, но
дождевая
вода или растаявший
снег не
годится. Халаха
не следует
этому мнению.
Вопросы
на
сообразительность.
Законы
запрета
отличаться
от других (или
разделяться
на
«группировки»
- «ло титгодеду»),
Поским
обсуждают в
главе
связанной со сфирой
(временем
счета омера).
Почему?
В главе 493
обсуждаются
различные
обычаи, когда
именно не
стричься и не
жениться. Там
Рема
упоминает,
чтобы в одном
месте не следовали
разным
обычаям, и
комментаторы
(в
особенности «Даат Тора» Махаршама)
подробно
обсуждают
параметры
запрета «ло
титгодеду».
Некоторые
считают, что
месяц Ияр
особенно
подходит для
лечения.
Почему?
В этот месяц
Всевышний
сказал
нашему народу:
«Я Б-г, Который
лечит тебя» (Шемот 15:28).
Вопросы
на эрудицию:
Как
известно,
девочки
взрослеют
раньше мальчиков,
и поэтому бат
мицва в
двенадцать
лет, на год
раньше бар мицвы. Но
есть в
Талмуде и
другое
мнение.
Какое?
По мнению Р. Шимона
сына Р. Элизера,
наоборот,
девочки
становятся
взрослыми в 13,
а мальчики – в 12 (см.
Нида 45б).
Множество
законов не упомянуты
в Шулхан Арухе
(например, лошон
хара). В
одной из
глав,
основной
комментатор –
Маген
Авраам
собрал
подобные
законы, а
также многие
этические
правила (мусар),
которых нет в
Шулхан Арухе. Где?
В 156 главе.
А где сам Шулхан
Арух в
основном
занимается «мусаром», и
в том числе
пишет, что
все следует
делать «Лешем
Шамаим»?
В главе 231,
перед
законами минхи,
он обсуждает
послеполуденный
сон, и пишет
что даже если
человек спит
немножко,
пусть делает
это «Лешем Шамаим»
(ради Небес), а
также все,
что мы
делаем, следует
делать ради
Небес.
Вопросы по Халахе:
Можно ли
стричь усы во
время сфиры?
Да.
Если
человеку
нужно
бриться из-за
работы (иначе
могут
выгнать),
можно ли
бриться во
время сфиры?
Многие
разрешают.
Можно ли
делать
благословение
«шехехеяну»
во время сфиры?
По
большинству
мнений, да.
Только во
время трех
недель, перед
Девятым Ава,
обычай не делать
благословение
«шехехеяну».
Истории,
Шутки,
Афоризмы:
Однажды Р. Йехошуа
остановился
в одном
трактире, и
не оставил хозяйке
пеа от
своей еды, (у
них было
принято
отдавать часть
еды прислуге,
и это
называлось пеа, как пеа поля –
край, который
оставляли
неубранным, и
его собирали
бедняки). На
следующий
день он опять
все съел, и
ничего ей не
оставил. На третий
день она
бухнула в еду
кучу соли. Он
попробовал, и
все оставил,
и ел только
хлеб. Она ему
говорит:
«почему Вы не
кушаете?» Он
отвечает: «Я
не голоден,
уже поел
раньше». - «А
тогда зачем
вы хлеб
едите? Может
[вы оставили
мне всю
тарелку в
компенсацию]
за первые два
дня, когда вы
не оставили
мне пеа?» (Эйрувин
53б).