Еврейский Калейдоскоп. Главы Тазриа-Мецора.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

В конце главы Мецора, Тора описывает мужские (зав) и женские (зава) выделения, которые делают их нечистыми. Мужчина может стать завом даже за один день, и после того как очистится, ему (когда стоял Храм) нужно было приносить жертву. А сколько дней требуется женщине, чтобы стать завой?

Тора говорит, что если у женщины кровь течет «не вовремя, много дней», и Талмуд объясняет, что имеется в виду как минимум три дня. Если же кровь текла не вовремя только один или два дня, то женщина – «малая зава» (т.е. по закону Торы, ей достаточно было ждать только один день, и после этого она уже могла идти в микву; разумеется, в наше время женщины всегда ждут семь чистых дней).

Тора описывает, что женщина может стать «завой» или просто «нидой». В отличие от мужчины (у которого выделения при болезни «зав» отличаются от обычного семени), у женщины разница между завой и нидой определяется не типами крови, а временем, когда эта кровь идет. Каким образом?

Т.к. написано «не вовремя», то Талмуд объясняет, что завой женщина становится, если кровь идет в период одиннадцати дней после обычных месячных.

По мнению Рамбама, женщина становится завой гораздо чаще, чем по мнению остальных мудрецов. Почему?

Рамбам считает, что периоды в 7 и 11 дней постоянно чередуются, и если у женщины началась менструация в любой из периодов в 11 дней, она зава. Например, предположим у женщины была менструация, и продолжались 7 дней. По закону, она была нидой. Потом у нее не было крови скажем 25 дней, и потом опять  начались месячные. Согласно большинству мудрецов, она опять «нида», но согласно Рамбаму, она теперь не «нида» а «зава». Дело в том, что если месячные бы начались в 7 дней после 11, т.е. от двенадцатого дня до восемнадцатого после предыдущей менструации, то она была бы нидой, но раз ее месячные начались в следующие 11 дней, то, по мнению Рамбама, они опять попали на период «завы». Получается, что по Рамбаму, женщины рутинно становятся «завами» при совершенно обычных месячных периодах. Разумеется, это очень странно (и это мнение отвергнуто другими мудрецами), ведь Тора подчеркивает, что в случае завы, у женщины кровь пошла не вовремя (и после очищения, заве нужно принести жертвы, ка после серьезной болезни).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

Какая связь существует между слепым, и утренним кидушем в Шаббат?

Утренний Кидуш называют «Кидуша Рабба» (великим кидушем), и согласно многим мнениям, это эвфемизм, как слепого, мудрецы называют «саги нахор» - особенно хорошо видящим (Мишна Берура 289:3 от имени Рана, Песахим 106а). (Действительно в утреннем кидуше, главное лишь благословение на вино, и никакой другой брохи нет, а остальные стихи, которые принято говорить, в принципе необязательны, и многие раввины их не произносили, см. Тшувот Веханхагот 4:74). Тем не менее, заметим, что согласно Аризалю, название «Кидуша Раба» - не эвфемизм, и утренний Кидуш – действительно «великий кидуш» (см. Шаар Акавонот, Друшей Кидуш Лейл Шаббат).

Какая связь существует между животным жиром и молоком?

Хелев и Халав, в иврите, согласные этих слов одинаковы ημα, и это нередко приводит к путанице (см. например Питхе Тшува, Йоре Деа 103:6, Арух Ашулхан, Йоре Деа 98:55).

Какая связь существует между троном и туалетом?

Наши мудрецы называют туалет эвфемизмом Бет Хакисе (дословно, «дом стула», или «дом трона»). Кстати, аббревиатура αδ"λ также может значить синагогу (Бет Хакнесет), что привело к всевозможному недопониманию (см. например Таанит 23б Ханан Анехба так назывался, потому что он «прятался в туалете», согласно Рабби Реувену Марголиусу, должно быть «прятался в синагоге»).

Ответы на вопросы по Халахе:

Если человек забыл посчитать какой-то день Омера, можно ли как-то это компенсировать следующей ночью?

По большинству мнений это невозможно, но согласно Раву Хаю Гаону, на следующую ночь следует сначала сказать «вчера был такой-то день», а потом уже считать новый день (см. Биур Халаха 489 со слова «Софер»).

аву

А если он вспомнил в Бен Ашмашот, что теперь делать?

Пусть посчитает предыдущий день (без брохи), а все следующие дни пусть считает с благословением, но только после выхода звезд.

А если он посчитал неправильно только недели, но дни сказал правильно, или наоборот, что теперь делать?

Если он вспомнит позже, пусть посчитает правильно, но без брохи, а если так и не посчитал, он может продолжать считать остальные дни с брохой.

Поучения, Шутки, Афоризмы:

(Талмуд, Санхедрин 103а): Четверо не принимаются пред «Лицом Творца»: шутники (издеватели), лжецы, лицемеры и сплетники (ГР”А в комментариях к Мегиле пишет, что они являются как-бы четырьмя ножками престола для Ецер Хара, а сам престол – это гордыня, и Ецер Хара на нем – это необузданные желания – таава).

 

 

Ответы

Предыдущая глава