Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Шофтим.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Вопросы
к главе Торы:
Тора учит
нас, что в
случае
неуверенности
в законе, мы
должны
слушаться
того, что
постановил
главный суд (Сенхадрин).
А что если
человек
уверен, что
суд ошибается,
должен ли он
все равно
следовать их
постановлению?
А как в наше
время
решаются халахические
диспуты?
Какой самый
старый
диспут,
который не
был разрешен Санхедрином
в течение
многих
поколений и
почему?
Вопросы
на
сообразительность
и на эрудицию.
Как
известно
гласная Шва
иногда
читается как
короткий
звук э/е (шва на), а
иногда
вообще не
читается (шва
нах). (Дело в том,
что в Иврите
под
согласными
всегда
должна стоять
хоть какая-то
гласная,
кроме конца
слов, поэтому
ставят шва,
когда
никакого
гласного
звука нет). Шулхан
Арух (61: 23)
сообщает, что
важно не
путать эти
два шва, в
особенности
при чтении Шема,
поэтому
многие сидуры
их различают
(например, с
помощью
черточки,
звездочки
или кружочка
над буквой,
или делая
«шва на»
большого
размера).
Зададим
несколько
вопросов на
тему шва.
Почему в Сидуре
Техилат Хашем, «шва
на»
обозначено
совсем в
других
местах, чем в
других Сидурах?
Почему в Сидурах
Артсколл,
в слове «увешохбеха»
обозначена
«шва на» под
первой буквой
«бет», а в
других сидурах
– это «шва нах»?
Почему
многие Ашкеназские
евреи читают
«шва на», как
«шва нах»
(например «ШМА»,
вместо «ШеМА»),
а многие Сефардские
евреи
произносят
«шва на», как сеголь (обычное,
длинное э/е)?
Вопросы по Халахе:
До
какого
времени
можно читать
утренние благословения?
До
какого
времени можно
читать утреннее
Шема?
До
какого
времени
можно
молиться Шахарит?
Поучительные
истории,
Шутки,
Афоризмы:
(Дерех Эрец Зута,
6): Первая
стадия греха
– плохие
мысли. Вторая
– издевки.
Третья –
гордость.
Четвертая –
жестокость. Пятая
– безделье.
Шестая – беспричинная
ненависть.
Седьмая –
«дурной глаз»
(т.е. жадность
или зависть),
как сказано (Мишле 26:25):
«Когда он
делает
нежным голос
свой, не верь
ему, потому
что семь
мерзостей в
сердце его».
(Здесь, как во
многих
других
местах
упоминаются
семь дурных качеств,
см. также Мишле
6:16, ГР”А к Агадот Берахот 4б,
Тания 1:6).