Еврейский Калейдоскоп. Глава Шемот.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей (Тора для «младших школьников»):

Какую Хафтору читают к этой главе Сефардим? Когда еще читают эту Хафтору? А какую Хафтору нужно было бы читать согласно Рамбаму?

Сефардим читают Хафтору из начала Йирмияху, т.к. судьбы Моше и Йирмияху очень похожи (см. Мидраш Зута, Эйха 1:32; также оба не хотели брать на себя сложную миссию стать посланниками к нашему народу). Эту же Хафтору читают и Сефардим и Ашкеназим в первый Шаббат трех грустных недель после 17 Тамуза (т.к. Йирмияху был тем пророком, который сначала предсказал наказание, а потом стал его свидетелем). Рамбам считал, что читают Хафтору из 16-ой главы Йехезкеля, где описывается неблагодарность нашего народа, несмотря на то, что Всевышний спас нас из Египта, когда мы этого не заслуживали (отрывки из этой главы мы цитируем в Пасхальной Агаде). Заметим, что Рабби Элиэзер (Мегила 4:10) вообще запрещал читать этот отрывок как Хафтору, ведь она начинается словами: «Сообщи Иерусалиму о его мерзостях». Однажды он сказал про человека, который выбрал этот отрывок для Хафторы: «Вместо того чтобы упоминать мерзости Иерусалима, пусть для начала проверят мерзости его собственной матери». Хотя Халаха не следует мнению Рабби Элиэзера, но все равно эту и похожие Хафторы избегают (см. Мишна Берура 228:26), и даже Сефардим не следуют Рамбаму.

В каком порядке в начале нашей главы описываются дети Израиля, которые прибыли в  Египет?

Сначала дети Леи в порядке их рождения, потом Биньямин сын Рахель, потом сыновья Билхи, и потом – Зилпы.

Какого среднего размера были еврейские семьи в Египте?

Есть диспут на этот счет. Некоторые из Хазаль считают, что у евреек в Египте рождалось по 6 детей одновременно, (или даже по 12, см. Танхума, Шемот, 9). Тогда наверняка семьи были огромными. С другой стороны, есть мнение, что средняя еврейская семья имела по 5 детей (см. например «Таргум Йонатан», Шемот 13:18).

Где впервые упомянута Мирьям по имени?

В Главе Бешалах (15:20).

Сколько лет было Мирьям, когда родился Моше?

В Торе это не упомянуто, но по большинству мнений ей было около 6 лет.

Как звали дочь фараона, которая спасла Моше?

В Торе это не упоминается, но существует мнения, что какая-то женщина Бития бат Паро, упомянутая в Дивре Аямим (1:4:18) – и есть дочь фараона, которая спасла Моше (см. Санхедрин 19б, но см. Малбим к этому стиху, что возможно «Паро» здесь – это просто имя какого-то человека).

А как назвала Моше его мама Йохевед?

Наверняка у Моше было какое-то другое имя, которым нарекла его мать, но Тора его не упоминает. Некоторые из Хазаль считали, что у Моше всего было десять имен (см. Вайикра Рабба 1:3 и комментарии к этому месту). Согласно так называемым «Дивре Аямим Шель Моше» (Летописям Моше), Йохевед назвала его Йекутиэль, а Амрам назвал его Хевер, а его дедушка Кехот назвал его Авигдор (но Ибн Эзра, Шемот 4:20, не считал эту книгу особенно аутентичной).

Сколько имен было у Йитро?

Хазаль считают что у Йитро было семь имен (Мехилта, начало главы Йитро) .

В чем необычность комментария Ибн Эзры к Книге Шемот?

Стиль напечатанных комментарий Ибн Эзры отличается от его обычных комментариев к другим четырем Книгам Пятикнижия. Кроме этого, Ибн Эзра в начале Книги Шемот начинает объяснять весьма частые слова, которые уже не раз встречались в Книге Берешит, поэтому некоторые предполагали, что Ибн Эзра первым написал комментарий к Шемот (см. Эмет ЛеЯков). На самом деле выяснилось, что кроме напечатанного комментария, есть  другой комментарий Ибн Эзры, который по стилю совпадает с его комментариями к другим четырем Книгам. Теперь, некоторые издания печатают оба комментария, называя старый – «длинным», а новооткрытый комментарий – «коротким». Видимо Ибн Эзра написал отдельный новый комментарий к Шемот после того, как закончил комментарии ко всему Хумашу (или наоборот, «длинный комментарий был написан им еще в молодости). Есть также предположение, что длинный комментарий был написан учениками на базе писаний Ибн Эзры.

Ответы на вопросы к главе Торы:

В стихе, где Моше спрашивает Всевышнего о Его имени подсказано Главное Имя Творца. Каким образом?

Последние буквы четырех подряд идущих слов åÀàÈîÀøåÌ ìÄé îÇä ùÌÑÀîåÉ îÈä àÉîÇø àÂìÅäÆí – (а они скажут «какое у Него Имя», что мне им ответить) составляют Тетраграмматон – Четырехбуквенное Имя  Творца (см. Баал Атурим 3:13).

В чем смысл Имени Э-й-э Ашер Э-й-э?

Существует множество объяснений этого Имени, и в частности, большая часть учений Кабалы занимается Именами Творца. Согласно простому смыслу, Имя à-äéä àùø à-äéä «Я Буду Каким Я Буду» связано с Главным Именем Йод-Кей-Вав-Кей – Тетраграмматоном и оба связаны с будущим временем (éäéä – «Он Будет», но когда Творец говорит в первом лице, Он говорит «Я Буду»). Главное Имя меняет Йод в этом слове на Вав (Он Существует и постоянно дает существование всему, см. Рамбам, Йесоде Атора 1:1-4), а в будущем, Творец откроется всем своим творениям (см. слова Рашбама 3:15, записанные через Ат Баш – зеркально симметричной перестановкой букв, см. также ГР”А, Орах Хаим 5:1). 

Какие еще существуют Имена Творца?

В Торе упоминаются семь основных Имен, которые нельзя стирать, и при написании в свитке, их нужно писать ради святости Имени Творца (см. Йоре Деа 276:9). Существует также множество мистических имен Всевышнего, например Двенадцати Буквенное Имя (Кидушин 71а), Сорока Двух Буквенное Имя (там же), Семьдесят Два Имени (см. Раши, Сукка 45а). Разумеется, секреты этих Имен обсуждаются в Кабалистической литературе и выходят за рамки наших ответов (см. также ГР”А к Тикуне Зоар, 20 стр. со слов «Клалей Шемот»).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию:

Что значит язык «Лааз

Некоторые считают, что ìò"æ «Лааз» - это аббревиатура Лашон Авода Зара (язык идолопоклонников, см. Коль Аремез, Мегила 2:1)). Но простой смысл, что это Библейское слово взятое из Псалма 114:1, означающее иностранный язык (см. комментарии Радака и Ибн Эзра к этому псалму, см. также Раши, Мегила 17а).

Какой язык Раши называет «Лааз

Раши больше всего использует старофранцузский язык, (или может быть его еврейский диалект), и называет его «Лааз».

Какие еще языки Раши использует в своих комментариях?

Иногда Раши использует немецкий, фарси, арабский, греческий, латынь и даже русский язык (разумеется, это не означает, что он знал эти языки, но он части цитировал из других книг, см. «Толдот Раши»).

Ответы на вопросы по Халахе:

Можно ли в Шаббат кататься на качелях?

Да, но в некоторых случаях, если качели подвешены на деревьях, это может быть запрещено, т.к. нельзя использовать дерево напрямую.

Можно ли включить стиральную машину до Субботы и оставить ее стирать в Шаббат?

Большинство Ашкеназских мудрецов это запрещают, но для Сефардим это можно разрешить, если требуется (см. Ехаве Даат, 3:18).

Если мокрое белье висело до Субботы, можно ли, когда оно высохнет его снять и использовать в Шаббат?

Хотя Мишна Берура (308:63) считает, что одежда, которая была мокрой в Бен Ашмашот, является мукцой, по большинству мнений можно быть мягким (см. Беэр Моше 2:24, Шевет Алеви 1:62, Минхат Йицхак 1:81, Ор Лецион 2:26:5).

Поучения, Афоризмы:

(Танхума, Шемот 7): И Давид и Моше сначала были пастухами, и они уводили скот подальше в пустынные места, чтобы удалиться от воровства (чтобы животные не паслись на чужих пастбищах). Когда они прошли это малое испытание, Всевышний дал им большое испытание, сделав их пастухами еврейского народа.

Предыдущая глава