Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Рээ.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Ответы
на вопросы
для детей
(Тора для
«младших
школьников»):
Каким
образом в
нашей главе
подсказано
правильное
место для
накладывания
головного Тефилина?
Тора
описывает (14:1)
запрет вырывать
«между
глазами»
волосы в знак
траура. Также
как здесь
«между
глазами»
имеется в виду
надо лбом,
там, где
растут
волосы, также
и головной Тефилин
накладывают
«между
глазами» т.е.
надо лбом (Менахот
37б).
Где в нашей
главе
подсказан
запрет
евреем разделяться
на
группировки?
Выражение (14:1) «ло титгодеду»
(не делайте
надрезов на
коже в знак
траура), Талмуд
(Йевамот
13б) также
трактует: не
делайте «агудот
агудот»
(не делитесь
на множество
группировок),
т.е. евреям
нельзя
публично
следовать
разным мнениям.
(В наше время,
когда в
большинстве
городов собрались
евреи из
разных общин,
это запрет,
как правило,
не относится,
но бывает и в
наше время,
что находясь
к какой-то
общине, нельзя
публично
следовать
другим
обычаям, о точных
параметрах
запрета см.
обсуждение в
книге Даат
Тора к главе 493).
Какой вид
кошерной
фауны не
упомянут в
нашей главе,
хотя был
упомянут в
главе Шмини?
В нашей
главе Тора не
описывает о
кошерных видах
кузнечиков
(хотя по
некоторым
мнениям
кузнечики
подсказаны в
стихе 14:20, см.
Ибн Эзра и
Хизкуни).
Какой
аспект Шмиты
упомянут
впервые в нашей
главе?
В нашей
главе (15:2)
впервые
упоминается
отпускание
долгов в
конце
седьмого
года (хотя по некоторым
мнениям эта мицва
была уже
подсказана в Шемот 23:11, см.
Ибн Эзра
и Сфорно
там).
Какой вид животных
упомянут в
нашей главе в
контексте Пасхальной
жертвы,
который не был
упомянут в
Книге Шемот?
В нашей
главе (16:2)
упомянуто,
что в Песах
можно
приносить
также быков. Хазаль
объясняют,
что имеется в
виду не сама
Пасхальная
жертва,
которую
приносили из
баранов или
козлов, а Хагига
–
дополнительная
жертва для
очень
больших семей,
которым
одного
ягненка не
хватит, чтобы
всем утолить
голод (Песахим
70б, см. также Таргум Онкелос
здесь).
В нашей
главе
упоминается
праздник Шавуот.
А как этот
праздник
называется,
когда Тора
упоминает
его в первый
раз? А где еще
Тора
называет его
«Шавуот»?
Впервые Шавуот
упомянут в
главе Мишпатим,
и называется
там Хаг Акацир, а в
главах Ки
Тиса и
Пинхас, этот
праздник называется
Шавуот.
Почему в
нашей главе
Тора говорит
праздновать Суккот
семь дней, а
не восемь?
На самом
деле Шмини
Ацерет –
это
отдельный
праздник,
когда по
закону Торы в
шалаше
сидеть не
нужно, и он в
нашей главе
вообще не
упомянут
(также как Рош
Ашана и Йом
Кипур). В
нашей главе
Тора лишь
сообщает, что
в праздник Суккот
нужно сидеть
шалашах семь
дней.
Ответы
на вопросы к
главе Торы:
Где в нашей
главе
подсказан
запрет, из-за
которого мы
не
выбрасываем
старые
еврейские
книги, а
хороним их (гениза)?
Тора
сообщает нам
(Деварим
12:2-4):
«Уничтожьте со
всех мест,
где служили
племена,
которых вы
изгоняете, их
идолов на
высоких
горах и на
холмах и под
всяким
деревом
зеленеющим. И
разрушьте их
жертвенники,
и разбейте их
камни памятные,
А их деревья кумирные
сожгите
огнем, и
изваяния их
идолов
изрубите, и
истребите их
имя с того
места. Не
делайте
такого
Всевышнему».
Последние
слова,
согласно простому
смыслу
запрещают
нам
приносить
жертвы
Всевышнему
на всяком
месте,
подобно идолопоклонникам;
а только на
месте,
которое Он
изберет. Но Хазаль
также
трактуют: «и
разрушьте их
жертвенники …
и истребите
их имя. Не
делайте
такого
Всевышнему» -
это запрет
уничтожать
камни
жертвенника Всевышнего
или стирать
Его Имена
(Талмуд, Макот
22а). Поэтому
запрещено
уничтожать
любые святые
писания (шеймос).
Где Тора
описывает,
как
правильно
делать шехиту?
В нашей
главе (12:21)
написано:
«зарежь от
крупного и
мелкого
скота … как я
повелел
тебе», и Талмуд
учит отсюда,
что Тора
подсказывает
устную
традицию о
том, как
резать
животных.
Основные
правила кошерной
шехиты:
требуется
перерезать
трахею и
пищевод, не
вырывая их.
Нужно резать
по шее в
определенном
месте, не
прерываясь,
острым ножом
без зазубрин,
не нажимая и
не кромсая, и
не втыкая
нож.
А почему шехиту
делают,
именно
перерезая
шею острым
ножом?
Тора и
Талмуд не
сообщают о
причинах
этой заповеди,
но Ришоним
(ранние
комментаторы)
приводят две
возможные
причины: 1) так
наилучшим
образом
выйдет кровь;
2) этот способ
причиняет
меньше
страданий
животному
(см. Рамбам,
Море Невухим
3:48, Рамбан, Берешит 1:29, Сефер Ахинух
451).
Ответы
на вопросы на
сообразительность
и на
эрудицию:
Рема пишет,
что мы едим
только
породы птиц, про
которые у нас
традиция (месора),
что они кошерны.
Почему же
тогда ашкеназим
едят индейку?
Ведь ее нашли
в Америке, а
значит, на
нее не могло
существовать
традиции, что
это кошерная
птица.
Это отнюдь
не простой
вопрос, и на
самом деле до
сих пор
существуют
евреи,
которые не едят
индейку.
Вначале,
когда
индейки
стали распространятся
в Европе,
некоторые
раввины считали,
что
существует месора на кошерность
этих птиц.
Один из аргументов,
которые
выдвинули в
защиту
нашего
обычая,
состоит в
том, что
слова Рема не
относятся к
тем птицам,
которые у нас
распространены,
и мы точно
знаем, что у
них есть все
кошерные
знаки, но
слова Рема
относятся
только к
редким
птицам, в отношении
которых
может
произойти
ошибка.
А
нужна ли
традиция (месора),
чтобы разрешить
мясо
необычных
пород
животных?
Есть диспут
на этот счет. Хазон Иш
(Рабби Авраам
Йешая Карелиц)
считал, что и
для животных
требуется месора, и
поэтому
запрещал
«зебу» -
горбатого
быка из
Мадагаскара.
Но многие Ашкеназские
раввины
считают, что
для животных
не нужна месора,
и если мы
проверили,
что они
парнокопытные
и жуют
жвачку, то
можно их есть
(см. например Вопросы
и ответы «Кол Мевасер» 1:9).
Сколько
всего есть
видов
домашних
кошерных
животных?
Считается,
что есть
только три
пароды домашних
кошерных животных:
бык, баран и
козел. Тем не
менее, в Талмуде
(Хулин 80а)
упоминается
диспут
насчет того,
является ли
Тео (девятое из парод
кошерных
животных,
упомянутых в
нашей главе)
диким или
домашним?
Обычно Тео
переводят
как бизон или
буйвол. Рамбам
(Маахалот
Асурот 1:8)
постановляет,
что это
домашнее
животное, но
согласно ГР”А он
следует
Иерусалимскому
Талмуду (Килаим
39б), что Тео это
вообще не
бизоны, и
согласно этому
бизон – это
просто вид
быка (но
согласно
Вавилонскому
Талмуду, раз
бизон – это
отдельная порода,
получается,
что по
мнению, что
это домашнее
животное,
всего есть
четыре
пароды домашних
кошерных
животных).
Ответы
на вопросы по Халахе:
Если
капля молока
брызнула и
попала снаружи
на кастрюлю с
мясным супом,
что теперь делать?
Если
капля попала
снаружи
супротив
варева в
кастрюле, то
чтобы
разрешить
пищу
достаточно,
чтобы еды было
в 60 больше чем
объем этой
капли, но
кастрюлю
нужно кошеровать.
А если капля
молока
попала
снаружи выше
уровня пищи в
кастрюле, то
чтобы пища
была разрешена,
нужно чтобы ее
было в 3600 раз
больше, чем
молока. Т.к.
обычно пищи в
кастрюле
меньше, то
обычай был
запрещать
всю пищу (см. Йоре Деа
92:5-6 и Шах и
Таз там). Но Арух Ашулхан
(92:43) пишет, что
обычай
всегда
оценивать 1 к 60,
даже если
капля попала
выше уровня
похлебки, (и
тем более
можно быть
мягким в наше
время, когда
металл почти
не
пропускает
вкус, как мы
писали
раньше).
Если
крышкой
молочной
кастрюли
случайно закрыли
мясную
кастрюлю на
огне, что
теперь
делать?
Если
крышкой
закрывали
молочную
кастрюле в
течение 24
часов, то и
пища
запрещена, и
кастрюлю с
крышкой
нужно кошеровать,
а если нет, то
нужно кошеровать
только
крышку.
(Возможно в наше
время, если
крышка из
стали, то
можно
разрешить пищу
в любом
случае, как
мы писали
раньше).
Если
горячие
мясная и
молочная кастрюли
коснулись
друг друга,
что теперь делать?
Если они
сухие, то обе
кастрюли
остались кошерными,
т.к. металл не
передает
вкус другому
металлу, если
между ними
нет еды или
жидкости (см.
Рема, Йоре
Деа 92:8).
Поучения,
Афоризмы:
(Талмуд, Шаббат 147б):
Рабби Элиэзер
бен Арах
(один из
лучших
учеников
Рабби Йоханана
бен Закая)
переехал
жить на
курортное
место [где
кроме него не
было
мудрецов
Торы] и в
результате
забыл свои
знания Торы.
Когда он
вернулся, и
был вызван к
Свитку Торы,
он вместо
того, чтобы прочесть
«хаходеш хазе лахем»
[Этот месяц
будет для Вас
и т. д.], он
прочел «хахэреш
хая либам»
[их сердце
притупилось].
Раввинам
пришлось за
него
молиться,
чтобы он смог
снова восстановить
свои знания.
Поэтому
учили наши мудрецы
(Авот 4:14): Раби Нехорай
говорил:
«Отправляйся
туда, где
изучают Тору,
и не говори,
что она сама
придет к
тебе, потому
что твои
товарищи
помогут тебе
усвоить ее, а
[лишь] на свой
разум не
полагайся».