Еврейский Калейдоскоп. Глава Рээ.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

 В нашей главе Моше упоминает снова мицвы связанные с кошерной пищей. А где еще Тора описывает кошерные и некошерные породы животных, птиц и рыб? А законы каких видов не описаны в нашей главе? А какие кошерные породы упомянуты только в нашей главе?

В главе Шмини (Книга Вайикра) описываются кошерные и некошерные породы. Там также описаны кошерные кузнечики, но это не упоминается в нашей главе (возможно потому, что кузнечиков ели, когда не было другого выхода, например, после нашествия саранчи, которая съела весь урожай, см. также Берахот 40б, что по некоторым мнениям на них не делали благословения, т.к. они приносят проклятье). Зато в нашей главе (14:4-5) описаны основные кошерные виды млекопитающих, в то время как в Шмини Тора удовлетворилась описанием общих правил и также описала запрещенные виды, у которых есть один кошерный знак. Причина возможно в том, что Моше хотел теперь более подробно пояснить евреям, прежде чем они зайдут в Израиль, какие именно кошерные животные там водятся. (Заметим также, что есть небольшие различия в названиях некошерных птиц между нашей главой и главой Шмини, см. Хулин 63б).

А где в нашей главе Тора пишет о повеление кошерного убоя скота?

В стихе 12:21: «Если далеко от тебя будет то место, какое изберет Всевышний, то заколи от твоего крупного и мелкого скота … как Я повелел тебе». Согласно Талмуду (Хулин 28а) слова «заколи как Я повелел тебе» учат, что имеется повеление о том, как следует резать, которые были переданы Моше на Горе Синай.

А в каких главах упомянут запрет на смешивание молока с мясом?

В нашей главе (14:21) написано «не вари козленка в молоке матери», откуда учится запрет на варение и еду молока с мясом. Этот запрет не упомянут в Главе Шмини, но упомянут после дарования Торы в Главах Мишпатим, и Ки Тиса, в контексте фестивалей, когда следует приходить в Храм и приносить первенцев животных (Шемот 23:19 и 34:26). Видимо подчеркивается другой аспект запрета не связанный с кошерноситью, а связанный с запретом имитировать идолопоклонников (Рамбам, Море Невухим 3:48).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

Обычно даже когда есть различные нусахи благословений, Хатима (т.е. «концовка» благословения: «Барух Ата …») всех вариантов брохи одинаковая. Но есть и исключения. А какие существовали концовки третьего благословения в Биркат Амазон, и какие из них некоторые произносят и сегодня?

Некоторые из концовок, упомянутых в Талмуде (Берахот 48б): «Менахем Цийон Увоне Йерушалаим» (или «Менахем Цийон Бивиньян Йерушалаим» (утешающий Сион и строящий Иерусалим), «Мошиа Йисраэль» (Спасающий Израиль) или «Мошиа Йисраэль Увоне Йерушалаим». У нас же принято кончать словами «Боне Йерушалаим» (так кончают большинство Сефарадим), или «Боне Берахамав Йерушалаим» (Строящий Иерусалим по милосердию Своему, так кончают большинство Ашкеназим, был еще нусах «Боне Йерушалаим Берахамим», см. Маген Авраам 188:3). Интересно, что согласно Шулхан Аруху (188:4), можно кончать словами «Менахем Цийон Увоне Йерушалаим», если начал благословение с «Нахмену» (Утешь), а не «Рахем» (Пожалей), а ГР”А кончал так это благословение в Шаббат, а в будний день от кончал «Боне Йерушалаим», как Сефардим.   

А какие во время Хазаль существовали благословения на еду, которые мы сейчас не произносим?

Некоторые благословения на разную растительную пищу включали (см. Тосефта, Берахот 4:5, и Йерушалми, Берахот 44б-45а): áåøà îéðé æøòéí, áåøà îéðé ãùàéí, îöîéç äàãîä áãáøå, áåøà îéðé îòãðéí и áåøà îéðé ðôùåú (Создающий виды семян, Создающий виды трав, Взращивающий из земли по слову Своему, Создающий прекрасные виды – броха на определенный рис, Создающий виды живых существ – последняя броха на мясо и т.п.). 

На разные пряности наши мудрецы установили разные брохи, также как на разные виды запахов. Сколько всего есть разных благословений на запахи? А если сделал Шехаколь Ние Бидваро на запахи, выполнил ли заповедь после факта? А что говорить, когда не знаешь, сделать ли броху «ацей бесамим» (благовонные деревья) или «исвей бесамим» (благовонные травы)?

Всего есть 5 благословений на ароматы: «Создающий благовонные деревья» (розы, мирт), «Создающий благовонные травы» (тюльпан, нарцисс), «Дающий приятный запах фруктам» (яблоко, апельсин), «Создающий разные благовония» (на не растительные приятные запахи), «Создающий приятное масло» (на «шемен афарсимон» - определенный бальзам в Израиле). На те запахи, источник которых неизвестен делается общая броха «Боре Мине Бесамим», но если сделали «Шехаколь Ние Бидваро» (хотя это общая броха установленная на еду), то после факта выполнили заповедь. В отличие от пищи, где «Боре При Аадама» покрывает после факта «Боре При Аэц», в случае запахов «Боре Исвей Бесамим» не покрывает «Боре Ацей Бесамим». Поэтому если человек не уверен, растет ли цветок из земли или на дереве, он делает «Боре Мине Бесамим».

Ответы на вопросы по Халахе:

Сколько нужно ждать после еды супа, в котором варили мясо, прежде чем есть молочное?

У нас обычай, даже если само мясо не ели, после еды пищи приготовленной с мясом ждать как после еды самого мяса (большинство ждут примерно 6 часов, но некоторые Ашкеназим ждут между мясным и молочным только 3 часа или всего час).

А если картошку приготовили в чистой мясной кастрюле, можно ли есть ее со сметаной?

Если кастрюлей не пользовались 24 часа, то можно, но если в кастрюле варили мясной менее 24 часов до этого, тогда следует быть строгим (во всяком случае для Ашкеназим) и считать картошку тоже «мясной» (но можно пить молоко сразу после еды этой картошки, и даже если кастрюля была не очень чистая после мяса, когда в ней варили картошку).

А если хозяйка попробовала при готовке мясной суп и сразу выплюнула, можно ли ей есть молочное?

Да, но следует пополоскать рот и съесть кусочек чего-то парве.

Поучения, Шутки, Афоризмы:

(Санхедрин 38б): Когда Всевышний хотел создать человека, Он сначала создал группу ангелов, и спросил их, стоит ли создавать человека? Они спросили: а какие у человека будут поступки? Он рассказал им. Они тогда сказали: Кто человек, чтобы помнить о нем, или сын человеческий, чтобы упоминать его (в смысле, такого человека нет смысла создавать). Тогда Всевышний аннигилировал их. Также произошло и со второй группой ангелов. Когда Он задал вопрос третьей группе, они ответили: Владыка мира, ведь Ты все равно не послушался слов предыдущих ангелов! Весь мир – Твой, делай, как Ты считаешь нужным. Но когда пришли поколения потопа и Вавилонской башни, ангелы сказали: разве не правы были предыдущие группы ангелов, которые отговаривали Тебя от создания человека? Всевышний ответил: Вовек Я не изменюсь, и до скончания веков буду терпелив … (Йешаяху 46:6).

Ответы

Предыдущая глава