Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Насо.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Ответы
на вопросы к
главе Торы:
В нашей
главе
описываются
два отрывка,
каждый из
которых
породил по
трактату
Талмуда.
Какие это
трактаты?
Назир и Сота.
Кстати
интересно,
что эти
трактаты
идут подряд,
и также эти
отрывки в
Торе идут
подряд.
Тора
сообщает нам,
как следует коэнам
благословлять
еврейский
народ. А
когда именно коэны
должны
благословлять
евреев?
Тора не
сообщает,
насколько
часто
следует коэнам
благословлять
народ, но т.к.
благословение
коэнов
связано со
службой в
Храме, то вне
Храма мудрецы
установили,
чтобы коэны
благословляли
народ после
благословений
Шмоне Эсре, где
мы просим о
возобновлении
службы. (Кстати,
существует
мнение, что
когда-то Шмоне
Эсре не
включало броху
Сим Шалом, т.к.
благословение
коэнов
фактически
уже включает
этот сюжет,
см. статью Р.
Давида Хеншке
в журнале Тарбиц
весны 5776 года).
В Минху
(кроме
постов) наши
мудрецы не
установили броху коэнов,
т.к. коэн
может быть
подвыпившим.
А ашкеназские
евреи вне
Израиля
вообще не
благословляют
в обычные
дни, кроме
праздников, и
источник
этого обычая
неочевиден.
Какое Имя
Творца коэны
произносили
в Храме,
когда
благословляли
наш народ?
В Храме коэны
произносили
Четырехбуквенное
Имя, как оно
написано, а
не А-Д-Н-Й, как
вне Храма (Сота
37-38, но см. Йома
39б, что после
смерти Шимона
Ацадика, Главное
Имя
перестали
произносить, хотя
возможно
некоторые коэны все же
его произносили,
см. Сфат Эмет).
Вдобавок,
похоже,
некоторые коэны
произносили в
Храме Мистическое
Имя из
Двенадцати
букв (см. Кидушин
71а, Раши
пишет, что
ему не известно,
что это за
Имя, но ГР”А
в Сифра Децниута пишет,
что оно
выходит из четырёхбуквенных
Имен Творца с
огласовками
прошедшего,
настоящего и
будущего
времени, см.
также Тосафот
Йом Тов,
Йома 6:2
насчет
разных
огласовок
Четырехбуквенного
Имени).
Ответы
на вопросы на
сообразительность.
Иногда,
два года
подряд все
праздники
попадают на
те же самые
дни
(например, в
следующие 5778 и
5779 годы). Это
может
произойти,
только если
первый из этих
лет имеет два
Адара.
Почему?
В
обычном году,
месяцы в 29 и 30
дней
чередуются, но
мархешван
и кислев
могут быть
оба по 29 или по 30
дней.
Получается,
что в обычном
году либо 353,
либо 354, либо 355
дней. Значит,
праздники на
следующий
год
сдвинутся
либо на 3, либо
на 4, либо на 5
дней. Но если
в году два Адара,
то
добавляется
еще 30 дней, и
поэтому
праздники
могут
сдвинуться
на 5 или 6
дней, или
попасть на
те же дни,
как и в
прошлом году.
Букву Аин
следует
произносить,
как
гортанный
звук, но т.к. в
Европе ее не
могли
произнести,
то стали
использовать
как гласную
«э» (например, в гетах,
если мужа
зовут Эдмунд,
или скажем в
описании
предметов
или еды,
например,
по-английски
– Corn Flakes - ÷àøï ôìòé÷ñ, train – èøòéï, candy – ÷òðãé). А
какую
гласную
ассоциировали
с буквой Аин
в древние
времена (из
нее
произошла
гласная
древнегреческого
алфавита)?
Древний
Аин (в палео-иврите)
выглядел, как
наш «самех»,
и как буква «о»
по-русски (см. Йерушами, Мегила 10б).
Когда
древний
финикийский
алфавит использовали
греки для
создания
своего алфавита,
они взяли те
согласные,
которые не
могли
произнести, и
превратили
их в главные
(например, хей
и хет
стали
эпсилон и
эта). А Аин
стал
использоваться
в греческом и
других алфавитах
для гласной
«о» (при
произношении
которой,
кстати, губы
образуют
круг).
Ответы
на вопросы на
эрудицию:
Почему в
среду, когда
мы читаем в
конце молитвы
94-ый псалом
дня, в ашкеназских
сидурах
также
напечатаны
стихи из
следующего,
95-ого псалма?
94-ый псалом
кончается
словами «И Он
воздал им за
беззаконие
их и за
злодейство
их истребил
их, истребил
их Г-сподь
Б-г наш».
Видимо не
хотели
заканчивать
на плохой
ноте, поэтому
принято читать
пару стихов
следующего
псалма (хотя ГР”А в Маасе Рав
приводит не
читать эти
дополнительные
стихи).
Ответы
на вопросы по Халахе:
Можно ли
в Йом Тов
процеживать
макароны
через
дуршлаг?
Да (см. Шмират
Шаббат Кехилхата
4:6, Писке Тешувот
510:2, Диршу
издание Мишны
Беруры к
510:12).
Можно ли
в Йом Тов
вести
ребенка в
коляске, если
там также находятся
разные вещи,
которые на
улице не понадобятся?
Если нет эйрува, ашкеназские
евреи не
должны
выносить то,
что не
требуется в Йом Тов.
Когда
идешь в
синагогу на
вечернюю
молитву во
второй день Йом Това,
можно ли
взять с собой
сидур
или махзор?
Нельзя
делать в
первый день Йом Това
то, что
понадобится
только на
второй день, поэтому
если в
синагогу
несут сидур
на вечернюю
молитву до
того, как
вышли звезды,
следует немного
попользоваться
сидуром
пока еще
первый день
праздника,
например, почитать
из него
псалмы.
Истории,
Шутки,
Афоризмы:
Когда Гилель
приходил в
Храм, во
время
радостного
празднества
праздника Суккот, он
говорил:
«Если я здесь,
то все здесь.
А если я не
здесь, то кто
здесь?» (Сукка
53а).
Гилель
говорил:
«Если не я для
себя, кто за
меня? А если я
только для
себя — кто я? А
если не
сейчас, то когда
же?» (Пиркей
Авот 1:14).