Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Мишпатим.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Ответы
на вопросы
для детей
(Тора для
«младших
школьников»):
Каких
заповедей
больше в
нашей главе:
заповедей
между
человеком и
Всевышним
или заповедей
между людьми?
В нашей
главе в основном
описываются
заповеди
между человеком
и человеком.
В чем
разница
между
словами «Ама»
и «Шифха?»
И то и другое
слово
означает
служанку, но
слово «ама»
обычно
указывает на
более
высокий
статус. Слово
«шифха»
фактически
означает
рабыню, позже
Хазаль называли
нееврейскую
рабыню – «шифха
Кенаанит».
(Заметим,
тем не менее,
что даже
когда у нас практиковалось
«рабство», по
нашему
закону, даже
у
нееврейских
рабов и
рабынь было
множество
прав; они
отдыхали в Шаббат, а
их убийство
каралось
смертью, а не
как, например,
еще недавно в
США, где
черные рабы
были под
полной
властью
хозяина,
который мог
их убить). В
нашей главе,
слово «ама»
используется
в контексте
еврейской
прислуги,
которую в
идеале в
результате
брали в жены,
или вскоре
отпускали.
Слово «шифха»
в нашей главе
не
упоминается,
но
упоминается в
других
местах Торы,
например, так
Тора
называет Агарь,
служанку
Сары.
Тора
сообщает мицву
давать
деньги в долг
(Шемот 22:24):
«Когда деньги
будешь
давать в долг
Моему народу,
бедняку при
тебе, не веди
себя с ним как
взыскатель
долгов, и не
бери с него
процент». Что
означает
запрет «не
быть
взыскателем
долгов?» А
когда можно
требовать,
чтобы он
выплатил, и
на какой срок
по умолчанию
дают заем?
Заперт
Торы
относится, когда
человек
знает, что
бедняку
нечем расплатиться,
он его
донимает или
позорит. Но
если человек
не уверен,
есть ли у
должника
деньги, он
может
требовать
выплату
долга, когда
срок подошел. (А если
срок не
оговорили, то
по умолчанию
нужно
расплатиться
через 30 дней).
Заметим, что
если даже у
бедняка нет
денег, но
есть
имущество, то
он, как
правило, обязан
заплатить
тем, что у
него есть, но
конкретные
детали
решает Бет
Дин (см. Тшувот
Веханхагот
4:306).
В случае цедаки
существуют
определенные
законы о том,
какой
процент
своих денег
следует
отдавать бедным.
А как насчет мицвы
давать деньги
в долг, в
каком случае
у
обеспеченного
человека
есть
обязанность
давать беспроцентный
заем бедняку?
Здесь
нет точных
параметров, и
если у человека
есть
возможность,
он должен
дать в долг бедняку,
но если у
бедняка нет
никакого, кто
бы
гарантировал
возврат
займа, и нет
недвижимости,
то мы не обязаны
отпускать
ему большие
суммы, если
существует
вероятность,
что он потом
не сможет
отдать (см. Ахават
Хесед 1:4,8).
Где в нашей
главе описан
запрет
сплетничать?
А где еще
Тора
описывает
запрет
распространять
сплетни?
В стихе 23:1 «He
внимай
ложной молве»
описывается
запрет слушать
злословие, и
возможно
также запрет его
распространять.
Позже, Тора
напишет «не ходи
сплетником в
своем народе»
(Вайикра
19:16).
Где в нашей
главе Тора
описывает
возвращение
потери
владельцу? А
где еще Тора
описывает
эту заповедь?
В стихе 23:4
«Если
встретишь
вола твоего
врага или его
осла
заблудившегося,
ты должен возвратить
ему». Тора
подробно
описывает
эту мицву
в главе Ки Теце
(Деварим
22:1-3).
Какие
праздники
впервые
упомянуты в
нашей главе?
Шавуот и Суккот.
(При
Даровании
Торы в главе Йитро, сам
праздник Шавуот
не был
упомянут,
хотя по
многим мнениям
Синайские
Откровение
произошло в Шавуот).
А какие из
Библейских
праздников в
нашей главе
не упомянуты?
Рош Ашана и Йом Кипур.
Где уже
упоминались Надав и Авиху?
В родословных
Аарона (Шемот
6:23).
Ответы
на вопросы к
главе Торы:
«И во всем, что
Я сказал вам,
остерегайтесь,
и имени чужих
божеств не
помяните, да
не будет оно
услышано с
твоих уст» (Шемот
23:13). Каковы
параметры
запрета
«упоминать
имена других
богов?»
Нельзя
упоминать
имена
языческих
«богов» даже
если это
делается не
специально,
например,
сказать:
давай
встретимся
на площади, где
стоит статуя
такого-то
божества. Но
Талмуд
сообщает нам,
что
разрешено
упоминать тех
идолов,
которые
упомянуты в Танахе
(например, Кемош).
Что касается
языческих
богов пост
библейского
периода, то
неочевидно
относится ли запрет
к тем из них, в
которых
больше никто не
верит. Обычно
принято в
разговорной
речи изменять
немного их
произношение.
Заметим, что
нам не
запрещено
упоминать
имя «Иисус» –
это просто
существующее
имя собственное
(видимо
короткая
форма от имени
Йехошуа,
и на самом
деле он
упоминался в
Талмуде, как Йешу Ханоцри,
но в
Христианских
странах эти
отрывки были
удалены
цензурой, см.
ГР”А к Йоре
Деа 147:3, см.
также подробное
обсуждение в
вопросах и
ответах Мишне
Халахот
9:169).
Наши
мудрецы учат,
что запрет
Торы «варить
козленка в
молоке
матери»
относится не
только к
молоку
матери, но и к
любому
варению мяса
кошерного
животного в
молоке. Более
того, если
сварили мясо
с молоком, от
него нельзя
получать
никакого
удовольствия
(ханаа). А
можно ли
получить
выгоду от чизбургера
(бутерброда с
котлетой и
расплавленным
сыром). А
можно ли
владеть
акциями
Макдональда?
На самом
деле этот
вопрос
отнюдь не
простой.
Во-первых,
запрет
получать
удовольствие
от молока
сваренного с
мясом
относится
только к мясу
и молоку
кошерного
животного.
Поэтому, если
скажем
свинину
сварили с
молоком, то
запрет
получать
выгоду не относится.
Но обычные
чизбургеры
содержат
говядину, и
хотя она трейфная
и невейла,
по
большинству
мнений Тора
запрещает ее
варить с
молоком. Тем
не менее, в случае
чизбургера,
котлету не
варят с
молоком, а
поджаривают с
сыром. И хотя
по многим
мнениям и
жарить молочное
с мясным
запрещено
Торой (см. Дарке
Тшува 87:11),
многие чизбургеры
делают так: на
горячую
котлету,
которая уже
не на огне кладут
кусок сыра,
который
расплавляется,
и в такой
ситуации, возможно
не относится
запрет Торы.
(Конечно,
есть чизбургер
запрещено,
даже если бы
мясо было
кошерным, мы
только
обсуждаем
запрет
получать от
него выгоду).
На практике,
следует быть
строгим и насчет
запрета
получения
удовольствия,
но есть место
для
разрешения
владеть
акциями Макдональда,
тем более что
нет запрета,
получать
выгоду от
всей
остальной
пищи, которую
они продают.
Конечно, в
конкретных
случаях
нужно
спрашивать у
раввина. (Что
касается общего
запрета
делать
постоянный
«бизнес» на некошерных
продуктах, по
многим
мнениям не
относится к
владельцам
акций, см. Тшувот
Веханхагот
1:429).
Согласно
Кабале, в
определенных
мирах
существует
семь
духовных дворцов.
Названия
двух из них
упомянуты в
нашей главе.
Какие?
Зоар (в
Главе Берешит
41б-45а и в конце
главы Пекуде)
описывает,
что
существует
семь Хейхалот
(духовных
дворцов): Ливнат
Асапир (Йесод и Малхут), Эцем Ашамаим
(Ход), Нога (Нецах),
Зехут (Гевура), Ахава
(Хесед), Рацон (Тиферет),
Святая
Святых
(супротив
верхних сфир).
Супротив
этого в мире Б’рия
мы
произносим
следующие
части
молитвы: первое
благословение
перед Ш’ма
(супротив Йицхака)
соответствует
нижним
четырем Хейхалот
до Зехут (Гевуры),
второе благовоние
(супротив
Авраама, про
любовь между
Всевышним и
нами)
соответствует
«Дворцу Любви»,
благословение
после Ш’ма
(супротив
Якова)
соответствует
Тиферет (Рацон -
желанию), а ее
конец – Кодеш
Кодашим (Аризаль, Шаар Акавонот,
утренняя
молитва, 1). Два из
этих Хехалот
упомянуты в
нашей главе
(24:10), и были
увидены теми,
кто собрался
проводить Моше,
прежде чем он
поднялся к
Всевышнему (и
возможно
третий
дворец «Нога» -
сияние
подсказан в
том же стихе
словом «латохар»).
Ответы
на вопросы на
сообразительность
и на
эрудицию:
Как
известно, в
отличие от
других чисел,
число 0 было
«изобретено»
в математике
не сразу. На
иврите, в
последние
несколько
веков нуль
называли
«эфес» (àôñ).
А что значит
это слово в
Библейском
иврите?
Одно из
значений
слова «эфес» –
ничто (см.
например Йешаяху
34:12, 40:17, 41:12). В форме
глагола это
слово может
означать,
«закончилось»,
ничего не
осталось (см. Берешит 47:15-16)
А где в
каждодневной
молитве
используется
слово эфес?
В конце
каждой
молитвы, мы
произносим
Алену, где
говорится:
«Эфес Зулато»
(кроме
Всевышнего,
все
остальное -
ничто).
А какого
раввина
звали Эфес?
Во втором
веке нашей
эры, в
Палестине
жил Рабби
Эфес (øáé àôñ
но в
Иерусалимском
Талмуде его
называют øáé ôñ). В
свое время он
был писцом у
Рабби Йехуды
Анаси, а
после его
смерти, Р.
Эфес он стал
главой ешивы
(см. Кетубот
103б).
Ответы
на вопросы по Халахе:
Если в
синагоге
плохо слышно
в женской секции,
как
поступить,
чтобы
женщины
могли выполнить
заповедь?
По
некоторым
мнениям, если
в принципе из
женской
секции слышно
чтение Мегилы,
но из-за
некоторого
шума слышно
плохо, то можно
использовать
микрофон, т.к.
кроме звука микрафона
слышен и
голос
читающего. Но
другие
раввины
против этого
(см. Писке Тшувот
689:3). Поэтому
следует
заранее
проверить
акустику и
найти
человека,
который
может читать очень
громко, и
сообщить
всем, чтобы
не шумели (и
конечно
отключили
телефоны).
Или пусть для
женщин
устроят
отдельное чтение
в женской
секции.
Может ли
женщина
читать Мегилу
для мужчины?
Есть диспут
на этот счет,
поэтому
лучше так не
делать, кроме
как если нет
другого
выхода.
Какую броху
делает
женщина на чтение
Мегилы?
На этот счет
тоже есть
диспут (см. Шулхан
Арух и
комментарии
к 689:2). У
некоторых
принято, что
женщина
делает благословение
не на «чтение Мегилы», а
«слушать Мегилу».
Разумеется,
весь вопрос
относится
только, когда
Мегилу
читают
специально
для женщин,
но если в синагоге
читают для всех,
то читающий
делает броху
для всех, и
присутствующие
отвечают Амен.
Поучения,
Афоризмы:
(Танхума,
Мишпатим,
5, см. также комментариях
Р. Бахии к Шемот 21:1):
Когда есть
[справедливый]
суд внизу, то
не [нужен] суд Наверху.
Но если не
соблюдается
суд внизу, то
Всевышний Наверху
вершит Свой
Суд над нами.
Поэтому Тора
начинает
нашу главу со
слов (21:1): «Вот мишпатим
(законы),
которые ты (Моше)
поставишь
перед ними».