Еврейский Калейдоскоп. Глава Микец.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей (Тора для «младших школьников»):

В какой именно день фараону приснился сон?

Хазаль считают, что это произошло в день, который позже станет Рош Ашана (и видимо поэтому Йосеф, который мог знать об этом дне, понял насколько такой сон должен быть важным). Вдобавок, видимо фараон увидел этот сон в свой день рожденья (ведь это произошло ровно через два года после дня рождения фараона, упомянутого в конце прошлой главы) и это видимо послужило дополнительно причиной посчитать его вещим. (Кстати, некоторые раввины считали празднование дня рождения – нееврейским обычаем, ведь в Торе упоминается только «Йом Хуледет» фараона (см. Минхаг Йисраэль Тора 225:2, см. также Йерушалми 3а-б), но Бен Иш Хай (Рээ, 17) пишет, что многие, включая него самого справляют именины, и также, что у некоторых мужчин обычай устраивать трапезу в день годовщины обрезания.)

Какое имя дал фараон Йосефу?

Цафнат Панеах (о смысле этих слов, см. наш комментарий здесь).

Как звали жену Йосефа?

Оснат.

Сколько сыновей было у Йосефа?

Два сына упомянуты в Торе, но согласно Рамбану, у Йосефа позже были другие дети.

Сколько братьев Йосефа пришли в Египет за зерном в первый раз?

Десять.

Какого из братьев Йосеф оставил у себя, когда отпустил остальных братьев? Почему?

Шимона. Хазаль считают, что именно Шимон сбросил когда-то Йосефа в яму.

Когда кубок был обнаружен в сумке Биньямина, поверили ли другие братья, что он действительно украл его?

Вероятно, братья не исключали такую возможность, так же как когда-то мама Биньямина украла «трафим» у Лавана (см. например Мидраш Танхума издание Бубера, глава Микец, 13).

Про какое слово в нашей главе есть мнение, что возможно это два слова?

Аврех (àáøê). Так приветствовали Йосефа, после того как он был назначен вторым лицом в Египте. Согласно ГР“А (см. Амаор Агадоль, стр. 99) по мнению Р. Йехуды (см. Раши 41:43) это выражение состоит из двух слов «Ав-Рех».

Хафтору, которую читают в эту неделю, как правило читают еще один раз в год. Когда? А может ли получится, что Хафтору нашей главы читают лишь раз в год?

В Субботу Хануки мы читаем Хафтору из Зехарии, где упоминается Менора (4:11). Тот же отрывок мы читаем к главе Бехаалотха, т.к. эта недельная глава начинается с описания Меноры. Изредка (в том числе в следующем году) Ханука попадает на главу Ваешев, и тогда мы все равно читаем Хафтору из Зехарии дважды (в главе Ваешев и Бехаалотха), но Хафтору нашей главы (про сон Шломо из книги Мелахим) мы тогда читаем только один раз.

Ответы на вопросы к главе Торы:

Йосеф сказал братьям (42:19-20): «Если вы честны, пусть один ваш брат останется в заключении, а вы же идите  … и приведите вашего младшего брата и оправдаются ваши слова». После этого братья сказали они друг другу (42:21): «Однако, виновны мы за брата нашего, что видели страдания его, когда он умолял нас, и не слушали! Потому постигла нас эта беда». Почему только после того, как Йосеф согласился отпустить девятерых братьев за Биньямином, они поняли, что Всевышний их наказывает, и стали переговариваться между собой, что они виновны? 

Согласно Малбиму (42:21), сначала братья были уверенны, что Египетский правитель просто к ним придирается, и он знает, что они не шпионы, но теперь, когда он предложил проверить их честность, стало ясно, что он искренне подозревает их в шпионаже, и хочет убедиться, что это не так. Тогда братья поняли, что все что произошло – наказание Творца.

(Берешит 42:22) «И отвечал Реувен им так: Ведь я говорил вам: Не согрешите против ребенка! — но вы не слушали. И вот также за кровь его взыскивается». Что именно добавил Реувен к тому, что уже признали братья?

Братья считали, что их продажа Йосефа была в принципе обоснована (ведь он был опасным узурпатором). Тем не менее, они должны были проявить милосердие к своему брату, и теперь Всевышний их наказывает. Реувен же сказал им, что Всевышний их наказывает не только за то, что они не пожалели брата, когда он кричал из ямы,  но что сама продажа Йосефа была страшным преступлением, которое невозможно оправдать (Малбим 42:22).

Яков, посылая братьев за Шимоном сказал (43:14): «И Б-г Всемогущий да наделит вас милосердием пред тем мужем, чтобы он отпустил вашего другого брата и Биньямина!» Почему Яков называет Шимона «другим братом», вместо того, чтобы назвать его по имени?

Рамбан (43:14) пишет, что возможно Яков был настолько зол на Шимона после того, что они с Леви сделали в Шхеме, что даже не хотел упоминать его имени. Также возможно Яков все еще надеялся, что найдется Йосефа, и словами «другого брата» подсказал его (см. «Таргум Йонатан» и Таргум Йерушалми к этому стиху, и Раши).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию:

Сколько сыновей было у Матитьху и как их звали?

У Матитьяху было пять сыновей: Йоханан, Шимон, Йехуда, Элазар, и Йонатан.

Почему мы упоминаем Хануку во втором благословении Биркат Амазон, а не в третьем, как Шаббат и Йом Тов?

Также как в молитве, мы упоминаем Хануку в благословении «Модим», где мы благодарим Творца, также и в Биркат Амазон в благодарственном благословении «Нодэ Леха» (см. Талмуд, Шаббат 24а).

Почему не упоминают Хануку в Меэн Шалош (благословении после сдобы, вина или фруктов из семи видов)?

На самом деле даже в Биркат Амазон, упоминание Хануки необязательно (Талмуд, там же), поэтому в Меэн Шалош наши мудрецы вообще не установили упоминание Хануки (см. ГР”А 208:12, см. также Каф Ахаим 682:3 и Ябиа Омер 3:36).

Ответы на вопросы по Халахе:

Нужно ли зажигать шамаш, если в комнате горит электричество?

По букве закона, нет (тем более в наше время, когда обычно вообще не используются свечи для освящения). Тем не менее, у многих обычай зажигать шамаш (тем более, если есть вероятность, что электричество может отключиться).

Нужно ли чтобы свечи стояли именно в меноре, или достаточно просто поставить свечки рядом на поднос?

По букве закона это не обязательно, но некоторые считают, что нужно (см. Писке Тшувот 673:11, см. также Тшувот Веханхагот 2:340).

Можно ли ходить на кладбище в Хануку (в частности, в день Йорцайта родственников)?

Есть разные обычаи насчет посещения кладбища в Шаббат (см. Писке Тшувот 670:1). В любом случае, если вероятно, что там будут плакать, то не следует навещать могилы в Хануку.

Поучения, Афоризмы:

(Санхедрин 106а): Люди говорят такую пословицу: Однажды верблюд хотел заполучить рога, и тогда ему отрезали уши! (Я слышал от Рава Йехуды Брита, что эта притча намекает на то, как братья Хирканос и Аристабулус ссорились из-за власти и пригласили Римского полководца Помпея быть их арбитром (см. Раши к Шир Аширим 6:12); Помпей установил Хиркахуса первосвященником, но позже Антигнос сын Аристабулуса захватил власть и приказал отрезать Хирканусу уши, чтобы сделать его некошерным для службы в Храме (см. Йосеф Флавий, Иудейские Древности 14:13:10); позже Эдумянин Ирод с Римским войском захватил власть в Иудее, а Антигнос был предан смерти).

 Предыдущая глава