Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Лех
Леха.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Вопросы
для детей
(Тора для
«младших
школьников»):
Сколько лет
было Аврааму,
когда он
отправился в Кенаан?
К какому
городу
Авраам
подошел в
начале своих
путешествий
по Земле Кенаан?
Где в нашей
главе
упомянут
древний
город вне
Израиля,
который до
сих пор
существует, и
является
столицей
соседней с
Израилем страны?
В нашей
главе
упоминается
человек,
который
благословляет
Творца. Кто
этот человек?
А где Тора
впервые
упоминает
благословение
Творца?
А кто еще в
Книге Берешит
благословляет
Творца?
Вопросы
к главе Торы:
«Знай же, что
пришельцами
будут
потомки твои
в чужой
стране, и
будут рабами,
и будут угнетать
их четыреста
лет» (Берешит
15:13). Как
известно,
наши мудрецы
считают, что
изгнание
засчиталось,
начиная с
рождения Йицхака
(который тоже
провел
немало лет на
чужбине), и
что в Египте
мы пробыли не
все 400 лет, а
только 210 лет. А
где
подсказано
это число в 210
лет в этих
стихах?
Тора дает
также еще
одну
подсказку о
том, когда
закончится
изгнание: «А
четвертое
поколение
возвратится
сюда; ибо не
переполнится
мера грехов эмореев
до сих пор» (Берешит 15:16).
О чьих
поколениях
идет речь, и
зачем вообще
сообщено и
количество
поколений, и
количество
лет?
А каким
образом сбылось
это
предсказание:
как
считаются четыре
поколения, и
как мог
еврейский
народ вырасти
во столько
раз всего за
четыре поколения?
Вопросы
на
сообразительность
и на эрудицию:
Из
какого
пророка все
три первые Хафторы?
А какое
отношение наша Хафтора
имеет к главе
Лех Леха?
А какой
отрывок Хафторы
читали
согласно Рамбаму?
А какие еще
существовали
обычаи
насчет чтения
Хафторы
нашей главы?
Вопросы по Халахе:
Если
нееврейский
почтальон
принес посылку
в Шаббат,
можно ли ее
сразу
открыть и
использовать?
А если
принесли
письмо в Шаббат,
можно ли его
читать?
А если
при
получении
письма или
посылки требуется
подпись, что
делать?
Поучения,
Афоризмы:
(Йерушалми,
Берахот
62а): Сказал
Рабби Танхум:
если нееврей
тебя
благословляет,
ответь Амен.
Ведь так
написано: «Ты
будешь
благословен всеми
народами» (Деварим
7:14, дословно îëì äòîéí
«из
всех
народов», т.е.
наш народ
будет благословлен
более всех
народов, но
Талмуд здесь интерпретирует,
что мы будем
благословлены
другими
народами, см.
также Рабену
Бахъе к
этому стиху).
Однажды
какой-то нееврей
благословил
Р. Йишмаэля.
Тот ответил
«Про тебя уже
сказано».
Другой нееврей
его проклял,
и он ответил
ему так же.
Ученики его
спросили,
почему ты
одинаково
ответил тому,
кто тебя
благословил,
и тому, кто
проклял? Он
ответил,
сказано же:
«Проклинающие
тебя, будут
прокляты, а
благословляющие
–
благословлены»
(Берешит
27:29, похожий
стих есть и в
нашей главе Берешит 12:3,
а также в Бемидбар
24:9).