Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Корах.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Ответы
на вопросы
для детей
(Тора для
«младших
школьников»):
Кем Корах
приходился Моше?
Двоюродным
братом.
Сколько
сыновей было
у Кораха?
Трое.
А у кого еще в
Торе было имя
Корах?
Среди
потомков Эйсава
упомянут Корах.
Когда
произошел
бунт Кораха?
По
большинству
мнений, после
эпизода с разведчиками,
но Ибн Эзра
считает, что
диспут Кораха
произошел
еще у горы Синай,
и здесь Тора
пишет не в
хронологическом
порядке.
Где еще
упомянут
бунт Кораха
кроме нашей
главы?
В главе
Пинхас (Бемидбар
26:9-11). Также, хотя
сам Корах
не упомянут,
но Датан
и Авирам
упомянуты в
конце главы Экев (Деварим
11:6).
Откуда мы
знаем, что «маасер»
(десятина),
упомянутая в
нашей главе,
это не та же
десятина,
которая упоминается
в Книге Деварим
(в главе Рээ)?
Маасер,
упомянутый в
нашей главе
отдают
Левитам (но
нет
ограничений,
где его есть),
а маасер который
упоминается
в главе Рээ,
нужно есть в
месте,
которое
Всевышний
выберет в
чистоте, но
его едят сами
хозяева и
любой, кого
они пригласят
(необязательно
Леви). Наши
мудрецы
называли маасер,
упомянутый в
нашей главе
«первым маасером»,
а маасер
упомянутый
в главе Рээ
«вторым маасером».
Ответы
на вопросы к
главе Торы:
Почему мы не
отделяем Труму
вне Земли
Израиля?
Вообще-то
это не так
очевидно. По
закону Торы
эта мицва
относится
только к
Израилю, но
ведь раввины
установили
законы
отделения трумы и маасера в
Вавилоне,
Египте и
других
странах, так
почему тогда
еврейский
фермер в
Америке не отделяет
труму? Тем не
менее, обычно
мицвы,
напрямую
связанные с
землей,
относятся только
в Израилю, и
наш обычай
полагаться
на мнение,
что Хазаль
установили
законы
отделения трумы и маасера
только в
странах,
которые
рядом с
Израилем (Йоре
Деа 331:1), в
отличие от
халы, которую
отделяют
везде (ведь
эта мицва
относится
уже к тесту, и
поэтому
больше похожа
на мицвы,
не зависящие
от земли).
Шулхан Арух
пишет, что в
наше время
отделение Трума
даже в
Израиле не из
Торы, а
только
раввинский
закон, а Рема
приводит
мнение, что и
в наше время
это закон Торы.
На чем
основан этот
диспут? А
какая практическая
разница?
Уже во время
Талмуда были
разные
мнения насчет
этого (см.
например Йевамот
82а-б, Кетубот
25а, Йерушалми
Шевиит 6:1). Рамбам (Трумот 1:26)
постановляет,
что также как
в отношении Халы,
Тора пишет (Бемидбар 15:18)
«когда вы
придете на
Землю
[Израиля]», т.е.
только когда
большинство
евреев на
Святой Земле,
эта мицва
относится из
Торы, также и
в отношении Трумы
(которая
сравнивается
с Халой, см. Бемидбар
15:20). Существуют халахические
следствия
этого
диспута,
например в
случае, когда
нееврей
владеет
частью земли
Израиля (см. Йоре Деа
331:11 и
комментарии
ГРА к
этому месту).
Когда
отделяют Труму,
делается
благословение
«Лехафриш
Трума». А в
какой еще
ситуации, по
некоторым
мнениям
делается
такое же благословение?
По мнению
Рабби Йосефа
Каро (Йоре
Деа 328:1),
когда
отделяют
халу, тоже
произносят
благословение
«Лехафриш
Трума» (но
сегодня
обычай Сефардим
говорить «Лехафриш
Хала Трума»,
а Ашкеназим
говорят «Лехафриш
Хала мин Хаиса»).
Ответы
на вопросы на
сообразительность
и на
эрудицию:
Существует
диспут,
сколько
благословений
делать на Тефилин:
одно или два?
А какое
доказательство,
что благословение
одно,
основанное
на мицвах,
упомянутых
в нашей главе
использует
Виленский
Гаон?
Если
человек
отделяет одновременно
труму и маасер, он
делает одно
благословение
(несмотря на то,
что это разные
мицвы).
Тем более,
когда
накладывают
ручной и головной
Тефилин,
не
прерываясь,
следует
делать одну броху (см.
ГРА, к Орах Хаим
25:5) .
Большинство
современных
Израильтян
произносят Рейш не
как русский
звук «Р», а как
гортанный
французский R. Как
можно
доказать, что
правильное произношение
скорее всего
было больше
похоже на
русское «Р» (и
немецкий/испанский/итальянский
R)?
Сефер Йецира
(вторая
глава) и Зоар
(3:228а; Зоар Хадаш Рут)
сообщают нам,
что буквы ζρφψ"ω (з-с-ц-р-ш)
произносятся
с помощью
зубов, а французский
звук «R»
произносится
высоко около
горла над
нёбом, также
как звуки βιλ"χ (г-й-к).
А какая буква
возможно
действительно
произносилась
в древности
(а некоторых Сефардим
и сейчас) как
гортанный
французский
звукR?
Гимель без дагеша.
Заметьте, для
каждого
звонкого и
глухого звука,
произношение
с дагешом
и без, было
симметричным.
Звонкое «б»
без дагеша
«в», а глухой
звук «п» без дагеша «ф»
(б-п, в-ф).
Звонкое «д»
без дагеша
произносилось
как звонкий
английский «th» (и
так сегодня
произносят
некоторые Сефардим),
а глухое «т»
без дагеша
произносилось,
как глухой
английский «th»
(отсюда ашкеназим
стали
произносить
его как
близкий звук
«с»). Глухой λΜ «к» без дагеша λ «х»
(как немецкое
«ch»), а значит
звонкий β
«г»
без дагеша
как
эквивалентный
звонкий от
глухого λ т.е.
как
гортанный
французский R.
Ответы
на вопросы по Халахе:
Обязательно
ли надевать
пояс во время
молитвы? В
каком именно
месте
следует
препоясывать
пояс?
Желательно
молиться Шмоне
Эсре
препоясавшись,
но те, кто
привыкли
весь день
ходить без
пояса, по
букве закона
могут так и
молиться
(ведь у нас и
так «нагота»
отделена от
сердца
штанами и
нижним
бельем, а
пояс сегодня
не считается
таким же
важным
атрибутом
одежды, как в
старые времена).
Идеальное
место для
пояса на
уровне
локтей (см.
ниже историю
из Талмуда).
А можно ли в
жаркие дни
молиться в
шортах и футболке
с короткими
рукавами?
Очень
нежелательно
молиться Шмоне
Эсре в
шортах и футболке
с короткими
рукавами, но
в тех фермерских
поселениях,
где люди и
перед важным
начальством
предстают в
шортах,
существует разрешение
так и
молиться,
если трудно
переодеться.
В любом
случае им
нужно помыть
руки перед
молитвой и
следить за
тем, чтобы не коснуться
во время
молитвы ног
(и рук выше локтя).
А может ли
больной
молиться в
пижаме?
Желательно
не молиться Шмоне Эсре
в пижаме, но
если нет
другого
выхода, для
больного
можно это
разрешить (а
остальные части
молитвы
можно
произносить
в пижаме).
Поучения,
Шутки,
Афоризмы:
(Талмуд,
Зевахим
19а): [Талмуд
сначала учит
из стиха в
Пророке Йехезкель,
что коэны
должны
препоясываться
на уровне
конца локтей].
Однажды Рав
Хуна бар
Натан
находился в
присутствие
царя Персии Йездегерда
и у него пояс
был завязан слишком
высоко. Царь
подошел к
нему, и поправил
пояс, говоря:
«Про вас же
сказано, что
вы царство
священников,
и святой
народ». Позже, когда
Рав Хуна
бар Натан
пришел к
раввину Амеймару,
тот сказала:
про тебя
сбылось
сказанное в стихе
(Йешаяху
49:23) «И будут
цари
воспитателями
твоими».