Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Корах.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Вопросы
к главе Торы:
В нашей
главе
описываются
специальные
заповеди по
отношению к
первенцам
человека и
животного. А
где еще Тора
описывает
эти законы? А
что нового мы
учим из нашей
главы по
отношению к
первенцу
человека?
А что делают
в наше время
с первенцем
животного?
Обычно
привилегии
левитов
распространяются
и на коэнов,
но не всегда
наоборот. В
случае
первенца, выкупать
нужно только
у коэна,
но при этом
если отец
ребенка – леви,
или его мать –
дочь леви,
то выкупать
не нужно. А в
каком случае
не требуется
выкупать,
только если
мама – дочь леви,
но не когда
она дочь коэна?
Вопросы
на
сообразительность
и на эрудицию.
Наиболее
популярный
еврейский
язык, кроме
иврита – это идиш.
В старые
времена, его
называли
язык Ашкеназ,
потому, что
так называли
европейские
евреи
Германию. А
как в старые
времена
евреи называли
славянские
земли и
языки?
Как
известно,
мудрецы
часто
используют
слова
местного
языка для
объяснений
редких слов
Торы и
Талмуда. Например,
Раши
часто
использует
старофранцузский,
но иногда и
другие языки.
А
использовал
ли Раши в
своих
комментариях,
слова
русского
языка?
Какое
русское/польское
название
пищи использует
Рема в двух
местах в Шулхан
Арухе (и
при этом он
пишет его
еврейскими
буквами в
этих двух
местах
по-разному)?
Вопросы по Халахе:
Сколько
нужно дать коэну,
чтобы
выкупить
ребенка?
А можно
ли дать не
деньгами, а
вещами? А
можно ли
заплатить
обычными
«бумажными»
банкнотами? А
чеком или
кредитной
карточкой?
А можно
ли выкупить
ребенка, не
спрашивая отца
(например,
если сам отец
не хочет
выкупать
сына), или
взрослого
человека, не
спрашивая
его самого?
Поучения,
Шутки,
Афоризмы:
По
отношению к
грешному
царю Ахазу,
наши мудрецы
рассказывают
следующую
притчу: царь
отдал своего
ребенка
одному воспитателю,
но тот не
любил
царского
сыночка, и
решил его
убить. Он
подумал: если
я его убью, царь
убьет меня.
Лучше я не
дам
кормилице его
кормить, и он
тогда сам
умрет. Также
и царь Ахаз
понял, что
если детей
оторвать от
Торы, это станет
концом
святого
еврейского
народа. Если
нет
маленьких
учеников, то
не будет и взрослых,
и
Присутствие
Всевышнего
покинет наш
народ.
Поэтому Ахаз
закрыл
синагоги и
дома
изучения Торы
(предисловие
к Эстер Рабба
и Йерушалми,
Санхедрин
51а). (В
последние 150
лет точно
также
рассуждали
разные
еврейские
ассимиляторы
в Европе, а позже
и в Израиле,
по новому
«обучив»
целое поколение
детей без
Торы и
заповедей).