Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Ки
Тиса.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Ответы к
главе Торы:
Некоторые
части из
нашей
недельной
главы мы
читаем много
раз в год.
Почему?
В нашей
главе
упоминаются
праздники, и
мы читаем
отрывок из
нашей главы в
третий день Хол Амоэда
в Песах, а
также в Шаббат,
который
попадает на
Холь Амоэд
Песаха и Суккота.
(Интересно,
что Хафторы
в эти Субботы
разные, а
отрывок Торы
одинаковый.)
Также в посты
мы читаем
отрывок из нашей
главы и утром
и в Минху,
чтобы
упомянуть «13
принципов
милосердия». Также
Мафтир в Паршат Шекалим читает
начало нашей главы.
Обычно из
одного
свитка Торы
читают определенный
отрывок
подряд, а
если нужно
читать
разные
отрывки, то
выносят два
свитка. А когда
мы читаем
отрывки
нашей главы,
не идущие
подряд?
В пост мы
читаем
отрывки не
подряд.
Первый вызванный
читает
отрывок Шемот
32:11-14, а
следующие
двое: 34:1-10.
Какие буквы
в нашей главе
большого
размера?
Нун из «Ноцер
хесед» (34:7) и Рейш из «Ло
тиштахаве
лаэль ахеР» (34:14).
Отрывок в
нашей главе
содержит «13
принципов
милосердия».
А сколько
стихов Торы в
этом отрывке?
«Тринадцать
принципов
милосердия»
включает неполных
два стиха
вторую
половину
шестого и
первую
половину
седьмого.
Ответы
на вопросы на
сообразительность.
Какие
благословения
мы делаем
(вне Израиля)
не более чем
один раз в
год?
У Ашкеназим
есть четыре
таких
благословения:
Броха на
цветущие
деревья, на
поиск и
уничтожение Хамеца, на
зажигание
свечей в Йом
Кипур, и «Менахем Цийон Увоне
Йирушалаим»
в Минху
Девятого Ава.
Заметим, что Сефардские
евреи делают
эту броху
и в других
молитвах
Девятого Ава.
Также в те
годы, когда
первый день Рош Ашаны
падает на Шаббат,
мы делаем броху
на Шофар
только один
раз.
Как может
произойти,
что целый
месяц не празднуют
ни одной Бар Мицвы, он
есть Бат Мицвы?
А как может
быть
наоборот?
В год, когда
есть два Адара,
в первый
месяц
празднуют
дни рождения
только те, кто
родился тоже
в первый Адар.
Поэтому, если
тринадцать
лет назад был
только один Адар, то
весь первый Адар не
будет ни
одной Бар Мицвы,
а если 12 лет
назад был
один Адар,
то не будет
ни одной Бат Мицвы.
В какой день
календаря, мы
иногда
говорим Халел,
а иногда Таханун?
Третье Тевета.
Иногда это
последний
день Хануки,
а иногда,
просто
обычный день.
Ответы
на вопросы на
эрудицию:
Наиболее
заметная
характеристика
Пурима
это карнавал.
Но именно
карнавал в
этот праздник
не упомянут
нигде в
первоисточниках.
Тем не менее,
один раввин
предложил возможный
источник из
Талмуда.
Какой?
В трактате Шаббат (66б)
упоминаются
какие-то «τψξι», и
возможно это
были маски Пурима (см.
комментарий
к Мишна Беруре «Иш Мацлиах»).
Какая
книга Танаха
начинается
так же, как
кончается
другая книга?
Эзра начинается
теми же
стихами,
которыми
заканчивается
книга Дивре
Аямим.
Какие
книги Танаха
кончаются
одинаково?
Мелахим и Йирмияху.
Ответы по
Халахе:
Если
человек
уезжает
задолго до Песаха, нужно
ли проверять
квартиру?
Если
уезжают
более месяца
до Песаха,
и собираются
возвращаться
после Песаха,
тогда нет. В
противном
случае,
следует искать
Хамец в
ночь перед
отъездом.
А если он
точно знает,
что у него
дома Хамец,
что нужно
сделать?
Тогда
требуется
его
уничтожить
или продать.
Если
человек
приедет с
работы очень
поздно, можно
ли попросить
жену
проверить Хамец без
него?
Да, ее
сделает
сделать
«посланницей»
для поисков Хамеца..
Истории,
Шутки,
Афоризмы:
Один
мудрец
обучал
законам Песах,
и сказал, что
для теста
нужно
использовать
"маим ше-лану" -
воду, которая
простояла
ночь в помещении,
чтобы она
охладилась.
Но его
поняли, что
годится
только "маим
шелану" -
наша вода, и
на следующий
день
выстроилась
очередь за
его водой (Песахим
42а).
Следующие
два
утверждения
пример, как мудрецы
Израиля
подтрунивали
над Вавилонскими
мудрецами.
Интересно,
что эти утверждения
до нас дошли
именно из
Вавилонского
Талмуда, что показывает,
что наши мудрецы
имели
чувство юмора
и не
обижались!
Трое
ненавидят
друг друга:
собаки,
петухи, персидские
маги
а по
некоторым
мнениям
также
мудрецы Торы в
Вавилоне (Песахим
113б).
Почему
мудрецы Торы
в Вавилоне
так красиво
одеваются? Потому,
что они не
особо
разбираются
в Торе [и получают
свою долю
уважения
лишь за величественную
одежду] (Шаббат
145б).