Еврейский Калейдоскоп. Глава Ки Теце.

Лерефуа Шлема Шель Владимир бен Хеня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

Как известно, Шломо сломал три заповеди, описанные в предыдущей главе. А какую заповедь, описанную в нашей главе, сломал Давид?

Шломо увеличил богатство, лошадей и взял множество жен (см. Санхедрин 21б, хотя существуют попытки оправдания его действий). А Давид, согласно нашим мудрецам, сломал запрет (Деварим 23:7) «не искать расположения у Амона и Моава», когда послал посланников, чтобы утешить царя Амона после смерти его отца, что закончилось войной с Амоном (см. Бемидбар Рабба 21:5, Танхума, Пинхас, 3, хотя есть попытки объяснить действия Давида, см. Ор Самеах, Мелахим 6:6).

Как практически исполнить заповедь «отослать птицу»,  если она свила гнездо во дворе или на балконе?

Дело в том, что если птица свила гнездо на нашей территории, как только она покинет гнездо в первый раз, мы «завладеем» ее яйцами, и уже не будет больше мицвы «отсылать» маму. Поэтому следует сначала сделать яйца «хефкер» (ничейными), а потом произвести процедуру, т.е. отогнать маму, и забрать яйца (а если они не нужны, можно их положить назад). Заметим, что у некоторых пород птиц, днем на яйцах сидит отец, которого соответственно нет мицвы «отсылать».

В нашей главе Тора описывает мицвы Йибума и Халицы. А какая из этих двух мицв считается предпочтительной в наше время?

Сефардские евреи считают предпочтительной мицву Йибума, а Ашкеназиммицву Халицы. На практике, Ашкеназские евреи вообще не делают Йибум в наше время, даже если брат умершего неженат, и даже если и он и вдова хотят сделать мицву. Причина в том, что согласно Абба Шаулю (см. Йевамот 39б), эту мицву можно делать только «Лешем Шамаим», а не ради возможных других причин, по которым они хотят пожениться, (иначе остается в силе запрет брать жену брата). Но другие раввины спорят с Абба Шаулем, и считают, что мицва Йибума исполняется даже если она сделана не «Раби Небес», и так постановляют Сефардские авторитеты (см. Эвен Аэзер 165:1).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

Откуда происходят названия еврейских месяцев.

Названия месяцев в Пятикнижие не упоминаются, и используются лишь их номера, начиная с первого месяца «Авив» (весны, или месяца урожая ячменя). Современные названия пришли из Вавилона (Йерушалми, Рош Ашана), поэтому мы встречаем их упоминания в поздних Библейских Книгах (например, Эстер,  Зехария). 

Почему Мархешван иногда зазывают просто Хешваном?

Хазаль никогда не называют Мархешван Хешваном. Вообще Мархешван  происходит от Аккадского названия Варахсамну, что означает «восьмой месяц» («варах» - месяц, «самну» - восьмой, заметьте, как названия близки к Ивриту «ерах», «шемини»). Впоследствии первый слог «мар» (на иврите означающий также «горький») стал ассоциироваться с грустью этого месяца, когда начался потоп, и видимо поэтому стали предпочитать называть его просто Хешван (или просто чтобы сократить слишком длинное название этого месяца). Существует еще одно совпадение. Хотя название этого месяца происходит из Аккадского языка, но на Иврите «мар» может также значить капли, что ассоциируется с началом дождей в этот месяц, (см. ниже).

А названия каких месяцев в период первого храма мы знаем из Танаха?

В книге Мелахим упомянуты древние названия трех месяцев: Зив (дословно – сияния, согласно многим комментаторам это Ияр), Эйтаним («месяц сильных» - Тишре), и Буль (Мархешван). Мне кажется, что название «Буль» – это пример еще одной ономатопеи (слова, являющегося звукоподражанием, т.е. его звучание ассоциируется со значением). Действительно, когда падает дождь, мы слышим как «булькают» капли на земле, они издают звук похожий на «буль» (и по-английски слово звучит похоже – “bubbles”). Возможно, «мабуль» - потоп тоже происходит от этого слова (см. Радак, Мелахим 1:6:38).

 

Ответы на вопросы по Халахе:

В течение месяца Элул трубят в шофар в конце молитвы. А если человек не услышал трубление Шофара в какой-то день, нужно ли попросить чтобы для него снова трубили, или пойти в другую синагогу, чтобы услышать трубление?

Трубить в шофар в синагоге в течение месяца Элул – это просто хороший обычай, и тот, кто не услышал, не обязан специально стараться услышать трубление в течение дня.

В месяц Элул принято проверять Тефиллин и Мезузы, но это лишь хороший обычай. А когда человек обязан проверять Тефиллин и Мезузы?

Тефиллин, который постоянно надевают, и он внешне выглядит хорошо, необязательно проверять. Но если он попадал в воду, или на него попадали прямые лучи солнца (даже через стекло машины), то следует его проверить. Мезузу проверяют раз в три с половиной года, но если она в хорошем чехле, и на нее не попадала вода или сильные лучи солнца, то некоторые считают, что и ее проверять не обязательно, как в случае Тефиллина. Заметим, что если Мезуза была куплена у Б-гобоязненного Софера, и соответственно мы не боимся, что она была некошерной с самого начала, тогда человек может теперь и сам ее проверять, ведь цель проверки в данном случае просто посмотреть, что ничего не случилось с пергаментом, и буквы не стерлись.

Если слихот читают, пока еще не рассвело, нужно ли снова мыть руки утром, перед Шахарит?

Да, когда рассвело, следует помыть руки (но если уже сделали «ал нетилат ядаим», то второй раз благословение не делают).

Поучительные истории, Шутки, Афоризмы:

Р. Брока Хоза встретил пророка Элияу на рынке и спросил его, есть ли здесь кто-нибудь, имеющий долю в мире грядущем? Он ответил: Нет. В то же время он заметил человека, в черных туфлях и без цицит на одежде, и воскликнул: Этот человек имеет долю в мире грядущем. Р. Брока побежал вслед за ним и спросил его: кто ты такой? Этот человек ответил: Уходи и вернись завтра. На следующий день он снова спросил его: Кто ты? Тот ответил: Я тюремщик, и я держу мужчин отдельно от женщин, и ставлю мою кровать между ними так, чтобы они не грешили; когда я вижу еврейскую девушку, на которую язычники положили глаз, я рискую своей жизнью, чтобы спасти ее. Однажды была среди нас обрученная девушка, на которую язычники положили свои глаза. Я взял красного вина и полил ей на юбку, и сказал им, что у нее менструация. [Р. Брока] спросил этого человека: Почему у вас нет цицит, и почему вы носите черные туфли? Он ответил: Язычники, среди которых я нахожусь, не должны знать, что я еврей, и когда они обдумывают очередной указ против евреев, я сообщаю раввинам, и они стараются его аннулировать. Почему вы вчера сказали мне: Уходи сейчас и вернись завтра? Он ответил: Они только что издали суровый указ, и торопился сначала пойти и предупредить раввинов. Между тем на рынке появились еще двое, и Элияху сказал, что у них тоже есть участь в Будущем Мире. Раввин спросил у них, чем они занимаются, и те ответили, что они клоуны, которые приносят смех и радость тем, кто грустит, и всегда стараются помирить тех, что поссорился!  (Таанит 22а).

Предыдущая глава