Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Ки Теце.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Ответы
на вопросы
для детей
(Тора для
«младших
школьников»):
Где в нашей
главе
подсказано,
что нет запрета
есть яйца (в
смысле, они
не считаются
«эвер мин
ахай» - часть
живого
животного)?
Когда Тора
запрещает
брать птицу
наседку, но
разрешает
брать ее
яйца, значит
сами яйца,
разрешены в
пищу.
В нашей
главе (Деварим
22:10) описан
запрет
пахать на
осле и быке
вместе. А где
описан
запрет
скрещивать
разные виды
животных?
В главе Кедошим
(Вайикра
19:19).
«Когда
войдешь в
виноградник
ближнего твоего,
то можешь
есть
виноград
досыта, но в
свои сосуды
не клади» (Деварим
23:25). Неужели
Тора
разрешает
такой грабеж?
Хазаль
объясняют,
что речь
здесь идет о
наемном работнике,
который во
время работы имеет
право есть
ту пищу, над
которой он
работает.
В нашей
главе
описывается мицва Йибума,
если человек
умер без
детей. А если у умершего
осталась
беременная
жена, которая
родила после
его смерти,
нужно ли
делать Йибум?
Нет. Если
жена родит
здорового ребенка,
то Йибум
не делают (а
если ребенок
умирает в
течение
месяца, то
делают Халицу).
А если
человек умер,
когда у него
был ребенок,
который
потом умер,
после его
смерти, нужно
ли делать Йибум
или Халицу?
Нет. Было бы
очень
несправедливо,
если бы женщине,
которая
могла выйти
замуж после
смерти мужа,
потом вдруг
потребовалась
Халица, а
пути Торы – Дарке
Ноам
(приятные и
милосердные).
Про
соблюдение
какой
заповеди из
нашей главы,
позже
упоминается
в Танахе:
«как написано
в Торе Моше?»
Про царя Амацию,
сказано, что
он предал
смерти убийц
своего отца,
но «сыновей
убийц он не
умертвил, так
как написано
в книге Торы Моше, где
Г-сподь
приказал,
сказав (Деварим
24:16): "Да не будут
умерщвляемы
отцы за
детей, и дети
да не будут
умерщвляемы
за отцов;
каждый лишь за
свой грех
будет
умерщвлен"» (Мелахим
2:14:5-6).
Какой
отрывок в
нашей главе,
мы читаем
дважды
каждый год, и
по многим
мнениям, его
публичное
чтение – это мицва из
Торы?
В конце
главы мы
читаем
отрывок «Захор»
о том, что
сделал нам Амалек.
Его также
читают в Шаббат
перед Пуримом.
Ответы
на вопросы к
главе Торы:
В нашей
главе
сказано, что
первенец
получает
двойное
наследство.
Согласно
нашим мудрецам,
этот закон не
относится к
определенному
виду
имущества. К
какому и
почему?
Тора
говорит, что
первенец
получает
двойную
часть от
всего, что «йимаце
ло»
(дословно
«будет
найдено у
него»). Из
этого наши
мудрецы учат,
что законы
двойной
порции относятся
только к тем
деньгам и
имуществу,
которые были
реально в
руках
умершего, но
не к
вложениям,
которые
принесут
прибыль в
будущем. В
наше время
существует
немало
диспутов о
том, как
делиться,
например, деньги
с банковских
счетов и
биржевых
акций (см.
например Шевет Алеви
4:215).
Книга Мелахим
описывает,
как перед
Царем Шломо
пришли на суд
две женщины,
у одной из
которых умер
младенец, и
каждая
утверждала,
что ее сын
жив. Согласно
некоторым
мнениям, эта
история имеет
отношение к мицве Йибума,
описанной в
нашей главе.
Каким
образом?
Одно из
объяснений
(см. Меири,
Йевамот
17б) истории в
Книге Мелахим,
что две
женщины,
которые
пришли перед Шломо,
были
свекровь и
невестка, у
которых
умерли мужья.
Когда ребенок
невестки
умер, не
прожив 30 дней,
она поняла,
что если
останется
жить сын ее
свекрови, ей
придется
ждать много
лет, пока он
подрастет и
сделает ей халицу,
поэтому она
подменила
своего
мертвого ребенка
и утверждала,
что ее сын
жив. Когда Шломо
пригрозил,
что разрежет
ребенка
пополам, то
она тоже не
возражала,
лишь бы у
бывшего мужа
не осталось в
живых
братьев, и ей
не пришлось
дожидаться халицы.
Почему Тора
запрещает
пахать на
разных породах
животных?
Простой смысл
видимо в том,
что это еще
один пример
милосердия
Торы к
животным:
слабым
животным трудно
пахать
вместе с
сильными (см.
Ибн Эзра).
Также,
возможно это
отдаление от
запрета скрещивать
животные. Еще
объяснение:
т.к. бык –
жвачное
животное.
Которое все
время жует,
то осел будет
страдать,
думая, что быку
дали пищу (Баал
Атурим, Хизкуни).
(Заметим, что
последнее
объяснение
особенно
подходит
согласно Рамбаму,
т.к. по его
мнению,
запрет из
Торы
относится, только
если одно
животное
кошерной
пароды -
жвачное, а другое
– некошерное,
см. также Тикуне
Зоар, 14-ый тикун.)
Ответы
на вопросы на
сообразительность
и на
эрудицию:
Считается,
что Моше
в последний
раз поднялся
на гору Синай
первого Элула.
А откуда
источник
этого
утверждения?
Так считает мидраш
Пирке Дерабби
Элиэзер (45
глава, в
некоторых
издания 46), а
также Мидраш
Танхума
(Ки Тиса 31), но
согласно Седер
Олам (6
глава), Моше
поднялся на
гору Синай
в конце
месяца Ав.
А как же
тогда Моше
провел на
горе Синай
40 дней? Ведь Элул
обычно
состоит из 29
дней, и если он
спустился
Десятого Тишре
в Йом Кипур,
то всего он
был на горе 39
дней.
Возможно, в
том году Элул
был из 30 дней,
или
действительно
он спустился
с горы уже в
день после Йом Кипура
(хотя
Всевышний
простил наш
народ в Йом
Кипур).
А в какой
день недели Моше
поднялся на Синай?
Считается (Танхума,
Ки Тиса 31), что Моше
поднялся на
гору в
четверг, а
спустился в понедельник
(и поэтому в
эти дни
читают Тору).
Тем не менее,
согласно Тосафот
(Бава
Кама 82а) это
мнение
противоречит
предыдущему,
т.к. первое Элула
в том году
попало на
пятницу (или
на Шаббат).
Ответы
на вопросы по Халахе:
Если в
синагоге хатан
(жених в
течение семи
дней после
свадьбы), то
читают ли Слихот,
и говорят ли Таханун?
Слихот
говорят в
любом случае,
но Видуй
(признание
грехов) и Таханун
по многим
мнениям не
говорят.
А какой
закон, если в
синагоге
будет Брит Мила?
Если Слихот
читают еще
ночью, то
говорят и Видуй
и Таханун,
а если днем,
то есть
разные
обычаи (см.
источники в Питхе Тшувот
581:4, см. также Шевет
Алеви 4:54).
Следует
ли проверять мезузы и тефилин в
месяц Элул?
Хотя
желательно
проверять мезузы и тефилин
перед Ямим
Нораим,
но по букве
закона это не
обязательно. Тефилин,
если его
постоянно
накладывают,
необязательно
проверять,
пока он
выглядит
хорошо снаружи
(и не попадал
в воду или на
солнцепек). А мезузы
проверяют
раз в 3 с
половиной
года.
Поучения,
Афоризмы:
(Берахот
33б): Один Хазан
молился
Всевышнему:
«Ты ведь милосерден
даже к гнезду
птицы,
пожалей же и нас!»
Рабба
сказал: «Как
хорошо умеет
этот молодой
раввин
умолять
Творца». Абае
ему ответил:
«Мы же учили,
что наоборот
мы заставляем
замолчать
того, кто так
молится» [потому
что причина
на запрет
брать маму
вместе с
птенцами
вовсе не в
том, что
Всевышний
милосерден к
птице, иначе
бы Он
запретил брать
и птицы и
птенцов]. На
самом деле Рабба
[похвалил
Хазана,
чтобы]
проверить
Абае [знает
ли он этот
закон].