Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Ки Теце.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Ответы
на вопросы к
главе Торы:
После
молитвы у
многих
обычай
произносить «шеш зехирот»
- шесть
отрывков о
событиях,
которые Тора
предписывает
всегда
помнить (в Сефардских
Сидурах
этих
отрывков 10). А
какие два из
этих
отрывков описаны
в нашей
главе?
Во-первых, в
нашей главе
упоминается мицва:
«Помни, что
сделал
Господь, Б-г
твой, с Мирьям
…» (отсюда
учится, что
человек
должен быть
осторожным
со своим
языком, ведь Мирьям
действовала
не из
ненависти, и
она очень
любила Моше,
и все равно
была
наказана за
злословие).
Также, в
конце главы
говориться:
«Помни, что сделал
тебе Амалек
на пути при
вашем исходе
из Египта».
Какие мицвы по
отношению к
местам, где
нельзя
молиться,
учатся из
нашей главы?
Нельзя
молиться там,
где плохо
пахнет, в ванной
или
туалетной
комнате, или
если молящийся
голый, или
когда перед
ним раздетые
люди. Тора
говорит (Деварим
23:13-15) про
армейский
лагерь, (и тем
более это относится
к
подобающему
месту для
молитвы): «И место
будет у тебя
вне стана, и
ты будешь выходить
туда наружу.
И лопатка
будет у тебя
при твоем
снаряжении, и
будет когда
садиться тебе
снаружи, то
копай ею, а
затем покрой
твое
испражнение.
Ибо Господь,
Б-г твой, идет
в среде стана
твоего, чтобы
спасти тебя и
низлагать
врагов твоих
пред тобою; и
будет стан
твой свят,
чтобы Он не
увидел у тебя
наготы, и не
отстранился
бы от тебя».
Три вида
подарков
бедным с поля
это Пеа
(край поля), Лекет
(колосья,
падающие во
время сборки
урожая) и Шикха
(забытый
стог). Эти
заповеди и в Мишне
описаны в
одном
трактате – Пеа.
Две их этих
заповедей
уже были
описаны, но одна
упоминается
в Торе
единственный
раз в нашей
главе. Какая?
Мицва Шикха
упоминается
только в
нашей главе (Деварим 24:19):
«Когда будешь
жать жатву
твою на поле
твоем и
забудешь
сноп на поле,
не возвратись
взять его;
пришельцу,
сироте и
вдове пусть
будет он,
чтобы
благословил
тебя Господь,
Б-г твой, во
всяком деле
рук твоих».
Ответы
на вопросы на
сообразительность
и на
эрудицию.
Откуда
источник на
обычай некоторых
Ашкеназим
в десять дней
раскаяния
заканчивать
последнее
благословение
«Осе Хашалом»?
Хотя Талмуд
упоминает,
что в десять
дней раскаяния
следует
по-другому
заканчивать
третье и
одиннадцатое
благословения
(Ха-Мелех Ха-Кадош и
Ха-Мелех Ха-Мишпат),
ничего не
говориться
про последнюю
броху.
Правда Аризаль
написал, что
когда
отходят
назад после
молитвы, в
десять дней
раскаяния
говорят «Осе Хашалом Бимромав»
а не «Осе
Шалом Бимромав»,
но и он
ничего не
пишет про последнюю
броху.
Вообще,
обычай
заканчивать
последнюю броху
«Барух Ата
Хашем
Осе Хашалом»
существовал
в Израиле с
древних
времен, но
они так
заканчивали
весь год, а не
только в десять
дней
раскаяния. На
практике,
мнение большинства
мудрецов, что
не следует
менять
окончание
последнего
благословения
в эти дни.
А какой
самый ранний
источник
делать добавки
в дни
раскаяния в
первом,
втором,
предпоследнем
и последнем
благословениях
(зохрейну,
ми хамоха,
ухтов лехаим, увесефер хаим)?
В Масехет
Софрим (19:6)
упоминается,
что делают
добавки в Рош
Ашашану
и Йом Кипур,
(хотя не
упомянут
точный нусах),
но у нас
обычай
произносить
эти вставки во
все 10 дней
раскаяния. Точный нусах
этих молив
уже упомянут
в писаниях Гаоним
(например, в сидуре
Рава Амрама
Гаона). Интересно,
что Рамбам
2:19) приводит,
что только «в
некоторых
местах»
обычай
делать эти
добавки в дни
раскаяния. С
другой
стороны, по
мнению Тосафот
(Берахот 12б), они
так важны,
что если
забыли их сказать,
нужно
возвращаться
назад, (но
закон не
следует их
мнению).
Как
правильнее
сказать во
вставке во
втором благословении:
«Ми Хамоха
Ав Харахамим»
или «Ми Хамоха
Ав Харахаман»?
Вообще
существуют
разные нусахим,
но согласно Аризалю, в Мусаф (а
также в Субботнююю
Минху, и в Неилу Йом
Кипура)
говорят «Ав
Харахамим»,
а в другие
молитвы «Ав
Харахаман»
Ответы
на вопросы по Халахе:
В каком
порядке в
ночь на Рош
Ашану следует
есть
символические
виды пищи
(как хороший знак
для всего
года):
сначала
яблоко с
медом, или
сначала
финики?
Вообще,
когда перед
человеком
много фруктов,
и среди них
есть вид из
особых семи,
которыми
славится
Земля
Израиля, то
благословение
делают на
него, и
покрывают
остальные.
Согласно
этому,
следует
начать с
фиников, и
сделав «Боре При Ха-эц»,
покрыть
остальные
фрукты, и так
делает большинство
евреев. Но у
некоторых
обычай (и так
делают Любавичи),
что в ночь Рош
Ашаны,
чтобы начать
именно с
яблока с
медом, на него
делают броху,
и покрывают
остальные
фрукты.
(Заметим, как
пишет Бен Иш Хай,
особенно
важно в Рош
Ашану не
разражаться,
не злиться и
не гневаться,
хотя это
важно и в
течение
всего года, но
в
особенности
это важный
знак в Рош
Ашану,
гораздо
важнее
«знаков»
особой символической
пищи).
Следует
ли есть эти
виды пищи в
обе вечерние
трапезы или
только в
первую ночь?
На этот счет
есть
неуверенность,
но обычай есть
в обе ночи (а
согласно Бен Иш Хаю
следует их
есть и днем).
Следует ли
макать Халу
только в мед,
или также в
соль?
Некоторые
так делают,
но другие
ставят соль
на стол, но не
макают в нее
Халу.
Заметим, что
некоторые
продолжают
макать халу в
мед в течение
всех «дней
раскаяния».
Поучения,
Шутки,
Афоризмы:
(Йерушалми,
Рош
Ашана 7б): Греческая
пословица
говорит, что
для царя закон
не писан. Но
Всевышний Сам
первый
следует
Своему
Собственному
декрету.