Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Ки Таво.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Ответы
на вопросы к
главе Торы:
Какой
отрывок
нашей главы
все мы читаем
и подробно
обсуждаем в
один из
праздников?
В начале
главы
описывается
отрывок,
который
еврейский
фермер читал,
когда
приносил
первые
фрукты в
Храм. Наши мудрецы
выбрали этот
отрывок для Пасхальной
Хагады (кстати,
возможно слово
«хигадти»
в этом отрывке
подсказывает
Хагаду).
В нашей
главе
описываются
проклятья,
которые
примет наш
народ у гор Гризим и Эйвал. А
что значит (Деварим 27:26):
«проклят тот,
кто не
поддержит
слова этой Торы?
Существует
много
объяснений
этого стиха. Согласно Рамбану,
это
проклятье не
признающим
законов Торы:
«На мой
взгляд,
имеется в
виду, что
человек должен
признать
заповеди в
своем сердце,
и в его
глазах они
будут
правдой, и он
должен верить,
что за их
соблюдение
дается
награда, а за
нарушение –
наказание. А
если он
отвергает
одну из них,
или она в его
глазах как бы
никогда не
существует,
он проклят. Но если он
иногда
нарушает
одну из них
из-за
желания,
например
если он ел
свинину, или
не сделал
шалаш и лулав,
то к нему не
относится
это
проклятье…» Рамбан
также
приводит от
имени Йерушалми,
что это проклятье
может
включать царя
и других людей,
которым дана
власть, и
которые
должны следить,
чтобы другие
евреи
соблюдали
заповеди,
если они
этого не
делают.
А что значит
проклятье
тому, кто
сбивающий «слепого»
с пути (27:18)?
Хазаль
считают, что
имеются в
виду
«духовно»
слепые. В
том числе,
если человек
помогает
другому грешить,
он как бы
сбивает его с
праведного
пути. Также,
давать
плохой совет
может
считаться
«сбиванием» с
пути.
Заметим, что
из «Таргум
Йонатан»
выглядит, что
речь также идет
о
путешественнике
(которого,
видимо, сбивают
с пути в
корыстных
целях).
Ответы
на вопросы на
сообразительность
и на
эрудицию.
Мишна Берура
и другие поским
пишут, что в
добавке к
первому благословению
в 10 дней
раскаяния, не
следует говорить
«ЛаХаим», с
гласной
патах, а «ЛеХаим»,
и это не
основано на
каком-то
правиле грамматики.
В чем же
тогда
причина на
это?
С точки
зрения
грамматики, Лахаим –
вполне
правильное
выражение, и
именно оно
встречается
в пророке (Йешаяху
4:3): ëÌÈì äÇëÌÈúåÌá
ìÇçÇéÌÄéí
(Все, кто
записаны для
жизни). Тем не
менее, т.к. при
произношении
«ЛаХаим»,
может
звучать как
Ло Хаим (не
жизнь), то в
Десять Дней
Раскаяния,
когда так
важно не оговориться,
мудрецы
советуют
произносить ЛеХаим (см.
Мишна Берура 582:16).
Источник
одного из
обычаев Рош
Ашаны
приводится
как Йерушалми,
но в наших
версиях
Иерусалимского
Талмуда он
отсутствует.
Что это за
обычай?
Обычай не
спать днем в Рош Ашану,
Рема
приводит от
имени Йерушалми,
но в наших Йерушалми
это не
упоминается
(вообще
Иерусалимский
Талмуд плохо
сохранился, и
нередко Ришоним
цитируют из
него то, что в
наших
версиях нет,
например
благословение
на зажигание
Субботних
свечей).
Почему в
молитве Мусаф
Рош Ашаны,
мы говорим
про приношения
этого дня «Мусэфей» (îåÌñÀôÅé éåÉí äÇæÌÄëÌÈøåÉï äÇæÌÆä) во
множественном
числе? А если
сказали «Мусаф»
в
единственном
числе, как в
другие
праздники, то
нужно ли
возвращаться?
Мы
упоминаем и Мусаф Рош
Ашаны, и Мусаф Рош
Ходеша.
Если в первый
день Рош Ашаны
сказали «Мусаф»,
то, по мнению Минны Беруры
нужно
молиться
заново (а Ор Лецион
считает, что после
факта человек
выполнил
заповедь
молитвы). Во
второй день Рош Ашаны,
который в
принципе не Рош Ходеш,
если сказали Мусаф, то
после факта
точно
выполнили
заповедь
молитвы.
Ответы
на вопросы по Халахе:
Если
устраивают
специальное трубление
Шофара
для женщин,
то делают ли
при этом
благословение?
Мужчина не
должен
делать
благословения
для женщин,
если он сам
сейчас не
выполняет заповедь.
Но сами
женщины, если
они Ашкеназские,
то могут
сделать броху.
А если
женщина,
которая
привыкла каждый
год слышать Шофар
заболела, и
не может
пойти
услышать Шофар,
нужно ли ей
«аннулировать»
клятву (в
смысле, считается
ли ее обычай
слушать Шофар,
как хороший минхаг,
который
становится
обетом, и
который
теперь нужно
аннулировать?)
Если она
решила, что в
будущем не
будет ходить
слушать Шофар,
то ей нужно
«аннулировать
обет». Но если
она собирается
пропустить
из-за болезни
только в этом
году, то
можно не
«аннулировать
клятвы», но желательно
перед Рош
Ашаной
сделать мужа
посланником, чтобы
когда он
просит об
аннулировании
своих клятв,
он заодно
попросил и за
нее.
А можно ли
нести Шофар
по улице,
чтобы
навестить
больную
женщину, и
протрубить
для нее, и
если да, то
можно ли потом
отнести Шофар
назад?
Есть диспут,
можно ли в Рош
Ашану
(который не
попал на Шаббат)
нести на
улице Шофар,
чтобы
протрубить
для женщин, и
обычай следовать
мягкому
мнению. А вот
возвращать
его назад не
следует, если
с ним ничего
не случится в
ее доме, то
там и следует
его пока
оставить (а
если он нужен
во второй
день, то
тогда пусть
его заберут
назавтра).
Заметим, что
если в этом
городе есть «Эйрув», то
это помогает
и для Йом Това и
можно
вернуть Шофар
после трубления.
Поучения,
Шутки,
Афоризмы:
(Песахим
50а, Бава Батра 10б): Рав Йосеф,
сын Р. Йехошуа
бен Леви
пережил
клиническую
смерть. Когда
он оправился,
его отец
спросил: «Что
ты там видел
[наверху]?» Тот
ответил: «Я
видел мир наизнанку
(масаракш).
Великие –
внизу, а
невзрачные –
наверху» (в
смысле,
многие люди,
которые
здесь
казались
главными, там
оказываются в самом
внизу, и
наоборот).
Отец ответил:
«Ты как раз
видел
правильный
мир! А как там
раввины?»
«Раввины
считаются
важными и
там, как и
здесь».