Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Кедошим.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Ответы
на вопросы
для детей
(Тора для
«младших
школьников»):
В нашей
главе Тора
сообщает о мицве
платить
работнику во
время: «и не
останется у
тебя на ночь
плата
наемному
работнику до
утра» (Вайикра
19:13). О каком
случае идет
речь? А где
Тора описывает,
что
работнику
нужно
заплатить в
тот же день?
Здесь речь
идет о
работнике,
который
работал весь
день до ночи,
(или работал
несколько
часов ночью).
Но если
работник
закончил работу
днем, то и
платить ему
нужно в тот
же день, как
Тора
сообщает в
главе Ки Теце
(Деварим
24:15).
Талмуд учит,
что
Всевышний не
наказывает за
мысли о
грехе, а
только за
запрещённую
акцию, кроме
как в случае
мыслей об
идолопоклонстве.
Почему же
тогда Тора
говорит: «Не
питай
ненависти к
брату твоему
в сердце
твоем» (Вайикра
19:17)?
Творец не
наказывает,
если
например вор
думает о том,
как украсть,
пока он не
украдет, но
если сама
заповедь
запрещает
определенные
мысли, как в
нашем случае,
то за это
Всевышний
наказывает.
Тора
запрещает
фрукты
дерева в
первые три года
после
посадки (или
пересадки).
Какое слово
используется
для этого
запрета, и
почему?
Тора
называет
фрукты
дерева в
первые три года
«Орла»
(необрезанными).
Это слово, в
данном
контексте
значит как бы
«закупорены»
т.е.
недоступны.
Плоды Орла
запрещены не
только для
еды, но и для
любого
использования
(см. Раши,
см. также Ибн
Эзра и Рамбан дополнительные
объяснения использования
слова «необрезанный»
в данном контексте).
Разумеется,
в нашей главе
упоминается
фундаментальная
заповедь
«люби
ближнего своего,
как самого
себя» (Вайикра
19:18). А кого еще в
нашей главе
Тора
заповедует
любить как
самого себя?
Тора также
говорит про гера «люби
его, как
самого себя» (Вайикра 19:35).
«И
надрезов по
умершему не
делайте на
теле, и
татуировки
не делайте на
себе» (Вайикра
19:28).
Относится ли
эти запреты к
женщинам?
Да.
Интересно,
что по отношению
запрета
вырывать на
себе волосы в
знак скорби
по умершему,
есть диспут в
Талмуде,
относится ли
он к
женщинам, и
закон следует
мнению, что
да. Поэтому
женщины не
должны
выдирать
волосы, узнав,
что кто-то
умер (Йоре
Деа 180:12).
В нашей
главе Тора
заповедует
иметь
честные весы,
гири и меры. А
где еще Тора
упоминает
подобную
заповедь?
В главе Ки Теце (Деварим
25:15).
Ответы
на вопросы к
главе Торы:
Относятся
ли законы
Орлы вне
Израиля? А
как же можно
есть бананы,
ведь они
вырастают в первый
же год?
В Мишне
сообщается,
что вне
Израиля
относятся
законы Орлы,
как «Халаха».
Талмуд
приводит
диспут, что
имеется в виду
под словом Халаха, и
заключает,
что имеется в
виду Халаха
ЛеМоше МиСинай
(закон,
переданный
от Моше с
горы Синай).
Тем не менее,
в случаях
неуверенности,
вне Израиля
можно не
беспокоиться,
вдруг
какой-то
фрукт
является Орлой,
поэтому мы
покупаем
фрукты в
магазинах и не
боимся
сломать
запрет. Но
если у
человека свое
дерево, то в
первые три
года он не
должен есть
или
использовать
фрукты. А вот
бананы не
считаются
деревом. (Бо̒льшая
проблема с
папайей, но
по крайней
мере с папайей,
выращенной
вне Израиля,
можно быть
мягким).
А как насчет
законов
четвертого
года вне Израиля?
Насчет
законов
четвертого
года вне
Израиля, Шулхан
Арух
приводит 3
мнения. Рамбам
считает, что
они не
относятся, а
многие мудрецы
считают, что
они
относятся, а
есть мнение,
что они
относятся
только к
винограду. У Ашкеназим
принято
следовать
последнему
мнению, поэтому
если мы
посадили
свою
виноградную
лозу, то
следует
«выкупить»
плоды четвертого
года, а Сефардим
выкупают (без
брохи) и
плоды других
деревьев.
«Перед
сединой (сейва)
вставай и
почитай
старца (закен)».
С какого
возраста
относится
этот запрет и
откуда мы это
знаем? А
откуда мы
знаем, что следует
вставать
перед
раввином? А
нужно ли
вставать
перед женой
раввина?
В Пирке Авот
говорится,
что 70-летний
считается «Сейва»
(седым),
поэтому Шулхан
Арух
сообщает, что
нужно
вставать
перед 70-летним.
Интересно,
что
каббалисты
приводят, что
и перед
60-летним уже
нужно
вставать и
действительно
в Пирке Авот
упоминается,
что
шестидесятилетний
называется «закен». С
другой
стороны
Талмуд
объясняет,
что слово «закен»
значит
«мудрый»
(старейшина),
а не просто
старый.
Получается,
что наш стих
говорит
почитать и
вставать и
перед
старыми и
перед мудрыми,
поэтому
перед
знатоком
Торы следует вставать,
неважно
сколько ему
лет. Также по многим
мнением и
перед женой
раввина следует
встать.
Ответы
на вопросы на
сообразительность
и на
эрудицию:
Почему Рош
Ходеш Ияр
всегда два
дня?
Дело в том,
что в месяц Нисан,
Рош Ходеш
всегда один
день. Причина
в том что
если бы Рош
Ходеш
Нисан был два
дня, то тогда Песах
пришлось бы
праздновать
14-ого и 15-ого, то
есть первый
день Йом Това был
бы Дерабонан,
а настоящий
день Йом Тов
из Торы был
бы вторым
днем
праздника. Разумеется,
мы не хотим,
чтобы
создалась
такая
ситуация,
поэтому и Адар
перед
Нисаном, и
месяц Элул
перед Тишре,
всегда по 29
дней, и тогда Рош Ходешы
Нисана и Тишре
всегда по
одному дню.
Так как в
среднем период
луны
примерно 29,5
дней, то
примерно
каждый второй
месяц 30 дней и
раз Адар
перед
Нисаном 29
дней, то
Нисан всегда
30 дней, и
соответственно
есть два дня Рош Ходеша.
На какие дни
может
попадать Рош
Ходеш Ияр?
Два дня Рош
Ходеш Ияр могут
попадать на
воскресенье
и
понедельник,
или
понедельник
и вторник,
или на среду
и четверг,
или на
пятницу и Шаббат.
Почему в
этом году
некоторые
сектанты времен
Второго
Храма были бы
довольны?
Во время
Второго
Храма
некоторые
сектанты
интерпретировали,
что Шавуот
всегда
должен
попадать в
воскресенье,
поэтому в
этом году они
были бы
вполне
довольны
(кстати, эта
идея осталась
у Христиан, у
которых
пятидесятница
- Pentecost
всегда
попадает на
воскресенье
через семь
недель после
пасхи).
Ответы
на вопросы по Халахе:
Если
человек
забыл «Яале
Веяво» в Рош Ходеш
в минху, и
день закончился,
следует ли
молиться
дважды Шмоне
Эсре в Арвит?
Если человек
забыл «Яале
Веяво» в Рош ходеш,
а Маарив
он все равно
уже не будет
говорить «Яале
Веяво», то есть
диспут,
молиться ли Арвит
дважды. На
практике,
советуют
молиться и поставить
условие, что
если это не
нужно, то
второй раз
молишься как
«недава»
(добровольно).
Но если
следующий
день Шаббат,
когда мы не
молимся «недаву»,
то следует
просто
помолиться
второй раз в
мыслях.
Если
человек
молится Арвит
Рош Ходеша
до захода
солнца, и
потом ел
хлеб, упоминать
ли ему «Яале
Веяво» в Биркат Амазон?
Да.
Если
человек не
помнит,
сказал ли он «Яале Веяво»
в Рош Ходеш,
нужно ли
снова
молиться?
Есть диспут
на этот счет,
и на
практике, если
он вообще не
помнил про Рош Ходеш,
когда начал
молиться, то
следует
молиться заново.
Если же в
начале
молитвы он
собирался
упомянуть «Яале Веяво»
но по
окончанию
молитвы не
помнит,
упомянул ли,
то по многим
мнениям (Таз, Арух Ашулхан),
ему не нужно
молиться
заново (но
желательно
внимательно
слушать
повторение Шмоне Эсре,
и этим выполнить
заповедь). Но
автор Мишна
Беруры считает,
что только
если
сомнения
возникли,
когда уже прошло
какое-то
время после
молитвы,
только тогда
не нужно молиться
заново.
Разумеется,
все это не
относится в
случае вечерней
молитвы, т.к.
если забыли «Яале Веяво»
в Арвит,
то молитва
засчитывается.
Поучения,
Шутки,
Афоризмы:
(Авот ДеРабби
Натан, конец
девятой
главы): Если у
человека все
идет хорошо и
он очень
успешен,
пусть он не
говорит, что
это из-за его
праведности,
и что тем
более после
смерти у него
будет прекрасная
участь в
Будущем Мире.
Но пусть он опасается,
что у него
была лишь
одна заслуга,
и Творец с
ним решил
распалиться
в этом мире, и
у него ничего
не будет в
Будущем Мире.