Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Хаазину.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Ответы
на вопросы к
главе Торы:
Как
известно, в
начале нашей
главы
подсказано (32:3)
благословение
на Тору. А
какое благословение
подсказано
следующим
стихом?
Четвертый
стих – «Хацур
Тамим Поало Ки
Холь Д’рахав Мишпат…»
(Твердыня,
Чьи Деяния
Правильны, и
Все Пути Его
Справедливы)
подсказывает
благословение
Барух Даян
Хаэмет,
это броху
делают,
услышав
печальные
новости, в
частности,
если умер
близкий
человек (см.
Тур к этому
стиху). Кстати,
молитву «Цидук
Хадин»,
которую
произносят
на похоронах,
начинают с
этого стиха.
Где в нашей
главе мы
читаем про
важность изучения
истории?
В седьмом
стихе:
«Вспомни дни
извечные,
помысли о
летах
поколений;
спроси отца
твоего, и он
тебе
поведает, старейшин
твоих, и они
скажут тебе»
(Р. Шимшон Рефаэль Херш).
Кстати, Зехор
(помни)
написано в
единственном
числе, а Бину
(понимайте) –
во
множественном.
Причина в том,
что помнить
все могут
одинаково, но
понимать и
выучить свой
урок все
способны
по-разному (Хаэмек
Давар).
Иногда в
Торе слово
повторяется
дважды подряд.
Последняя
такая пара
слов в нашей
главе. Что
это за слово?
А где еще в Танахе
это слово
появляется
дважды
подряд?
Слово Ани (Я)
упоминается
дважды
подряд в стихе
39 «Смотрите,
это Я, Я это, и
нет бога
кроме Меня. Я
умерщвляю и
оживляю …».
Кстати, всего
слово Ани
упоминается 4
раза в этом
стихе,
супротив
четырех
царств, которые
нами правили
(см. Тур).
Всевышний
всегда с
нами, и в
наших
изгнаниях
(см. Мегила
29а).
Также
пророки Йешаяху
(48:15) и Хошеа
(5:14) используют
выражение
Ани – Ани (Я – Я).
Ответы
на вопросы на
сообразительность
и на
эрудицию.
Один
человек в Суккот
привел
соседа
побеседовать
около своего шалаша,
и следил за
тем, чтобы
тот не отходил.
Почему?
У него упала
стенка
шалаша, и он
использовал
самого
соседа, как
стенку, чтобы
Сукка
была
кошерной (в Йом Тов
это можно
делать
только если
сам сосед не
догадывается,
что его
используют
как мехицу).
Одному
человеку пришлось
есть у
соседей
утреннюю
трапезу Шаббата
в Суккот.
После полудня
он заметил,
что приехал
его сосед нееврей,
и сказал:
третью
трапезу мы сможем
есть у себя.
Почему?
Сначала,
когда
упала
стенка
шалаша, он
стал некошерным,
и пришлось
трапезничать
у соседей. Но
днем сосед нееврей
так
припарковал
машину рядом
с шалашом, что
ее можно
засчитать
вместо
упавшей стены.
Один
человек
поднял
четыре
растения,
чтобы
выполнить
заповедь, но
после одно из
растений
выпало из рук
и сломалось.
«Ой, теперь получается,
что я не
выполнил
заповедь
задним
числом» -
сказал он.
Почему?
В первый день
четыре
растения
должны
принадлежать
тому, кто их
поднимает.
Этот человек
получил
четыре
растения от
другого «в
подарок, с
условием, что
он вернет». Но
теперь, раз
одно из
растений
сломалось, то
условие
невозможно
выполнить, и
получается,
что и когда он
поднимал это
растение, оно
ему не
принадлежало.
Ответы
на вопросы по Халахе:
Во сколько
лет следует
обучать
детей сидеть
в Сукке, и
во сколько
лет им
следует
поднимать
четыре
растения?
Мальчиков
обучают
сидеть в Сукке
лет с
пяти – шести,
а когда ребенок
может сам
трясти
четыре
растения, его
обучают и
этому (и
желательно
купить для
него свой
набор, но не
требуется
покупать
дорогие
растения, и
достаточно
взять самые
дешевые). А что
касается
девочек, то
т.к. по букве
закона
женщина не
обязана
сидеть в Сукке
и поднимать
четыре
растения, то
и обучать этому
девочек
необязательно.
Следует ли
женщине
отвечать Амен
на
благословение
«лейшев баСукка»
во время Кидуша?
По мнению
Рава Овадии
Йосефа,
во время Кидуша
Сефардская
женщина не
отвечает на броху «лейшев
баСукка»,
если она
будет пить
вино, т.к. это хефсек
между брохой
на вино и
питьем. Но
автор «Ор Лецион»
спорит с Равом
Йосефом.
А Ашкеназские
женщины и
сами могут
делать эту броху, и
тем более
отвечают Амен
на броху
мужа.
(Разумеется,
тот же закон
будет относиться,
если муж
делает броху
«Хамоци»
на хлеб, а
потом «лейшев
баСукка».)
Считается
ли кошерным
зеленый этрог?
Вообще по
букве закона,
если зеленый этрог
полностью
созрел, и сам
потом
пожелтеет, его
можно
использовать (см. Мишна
Берура 648:65).
Некоторые
даже
предпочитают
такой этрог,
цитируя Тикуней
Зоар (21),
где этрог
сравнивается
с Эстер,
которая
была «еракрокет»
(она не была
красавицей в
обычном
понимании, а
была
«зеленоватой»,
но Всевышний
сделал чудо,
и она всем
нравилась,
см. Мегила
13а). Но есть
мнения, что этрог
должен быть
именно
желтым (Бах 648).
Согласно этому,
и Зоар
имеет в виду
именно этот
цвет, когда
говорит, что
Эстер была «еракрокет»
– ее кожа была
желтоватая, а
не зеленая,
ведь такой
цвет кожи у
человека
вообще не
бывает (см. ГР”А к Тикуней
Зоар, стр
64 и вопросы и
ответы Хут
Хамешулаш
1:23, см. также Минхаг
Йисраэль
Тора 648:1 и источники
которые он
приводит).
Поучения,
Шутки,
Афоризмы:
(Берахот
30б) Рабба
увидел, как Абае
очень
радуется. Он
его спросил,
написано же:
«радуйтесь в
трепете». Тот
ответил – я
сейчас Тефилин
надел
(поэтому я
так рад,
другое объяснение:
т.к. я надел Тефилин,
то нечего
волноваться,
что я буду
слишком веселиться).