Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Эмор.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Ответы
на вопросы к
главе Торы:
К каким
видам
животных
относится
запрет Торы
резать
детеныша в
один день с
родителем, и
к какому полу
родителя
относится
этот запрет?
Тора
говорит (22:28): «Но
быка или
барана, его и
детеныша не
закалывайте
в один день».
Слово «баран» (ùä) может
значить
также
козленка
(конкретно, чтобы
их различить
Тора пишет ùä òæéí в
случае козла,
и ùä ëáùéí в
случае
барана). Но
согласно
закону, запрет
относится к
любому
домашнему
кошерному
животному,
хотя есть
диспут, существуют
ли в мире
кошерные
домашние животные,
кроме трех
упомянутых.
По этой причине.
запрет будет относится
и к буйволу и
бизоны, т.к.
есть
неуверенность,
считаются ли
эти животные
домашними.
Что касается
пола «родителя»,
на этот счет
тоже есть
диспут. Хотя
стих написан
в мужском
роде,
согласно Талмуду,
запрет
относится к
маме и
детенышу, но
есть мнение,
что он
относится и к
отцу, если
тот известен.
В обычной
ситуации,
когда в большом
стаде есть
много быков, нет
запрета
зарезать
одного из них
в тот же день,
что и
какого-то теленка,
и мы не
боимся, вдруг
данный бык
его отец.
А что
считается
«днем» в
отношении
этого закона?
Как обычно в
Торе день
начинается
предыдущего
вечера,
поэтому нет
запрета
зарезать
маму перед
заходом
солнца, а
детеныша,
когда
наступила
ночь (после
выхода
звезд).
А что если
родитель и
детеныш
принадлежит разным
людям, как
тогда им
избежать
случайного
нарушения
данного
запрета?
Обычно мы не
боимся
маловероятных
событий, но
во время,
когда многие
режут
животных
(например,
перед праздниками)
продавец
предупреждает,
когда
продает телека,
что маму он
уже продал, (и
покупатели тогда
согласуют
свои акции).
Также, если
сторона
невесты
покупает
теленка, а
сторона жениха
– его маму, то
продавец
предупреждает,
чтобы их не
зарезали в
один день
свадьбы.
Ответы
на вопросы на
сообразительность
и на эрудицию.
Какие Мишнайот
напечатаны
вместе с
Талмудом и
включается в
цикл
изучения Даф
Йоми
(лист Талмуда
в день)?
После
Трактата Меила
(о запрете
использовать
Храмовое
не по
назначению) у
нас в Талмуде
напечатаны Киним (о
жертвенных
птичках), Тамид
(о
каждодневной
жертве) и Мидот
(о размерах
Храма),
причем
нумерация
страниц
продолжается
после Меилы.
В Тамид
есть Талмуд к
некоторым
главам, а в Киним
и Мидот
вообще нет
Талмуда. В
результате в
цикле Даф
Йоми
изучают и эти
Трактаты,
хотя другие Мишны без
Талмуда (в
первом и
последних
Томах – Зераим
и Тахарот,
а также
Трактаты в
томе с Авода
Зара,
например Эдуйот,
Авот) в Даф Йоми
не входят.
А какой
трактат
Иерусалимского
Талмуда
напечатан в
обычных
изданиях
Вавилонского
Талмуда, и
включается в
цикл
изучения Даф
Йоми?
Трактат Йерушалми
Шекалим
напечатан
после Песахим,
наверно
потому, что
это
единственный
Трактат из Седер Моэд,
где нет
Вавилонского
Талмуда.
А какой
еще трактат
Иерусалимского
Талмуда тоже
печатают в
стандартных
изданиях Вилна
Шас
(Талмуд,
издания
типографии
«Братьев и
Вдовы Ромм»
города
Вильнюс, по
которому до
сих пор издаются
большинство
Талмудов)?
В наших
изданиях
почему-то напечатан
Йерушалми
Хорайот
(после трактата
Вавилонского
Талмуда).
Разумеется, в
Даф Йоми
он не входит,
т.к.
изучается
Вавилонский
Талмуд.
Ответы
на вопросы по Халахе:
До
какого
времени
можно в
холодных
странах
сделать
благословение
на цветущие
деревья?
Хотя
Талмуд
упоминает
именно месяц
Нисан, согласно
многим
мнениям, пока
деревья
цветут, можно
сделать эту броху и
позже (но
некоторые Сефардим
в Ияр уже
делают без
Имени Творца,
см. Ор Лецион
3:6:2).
Сколько
нужно
увидеть
деревьев,
чтобы сделать
эту броху?
Можно ли
делать ее на
дерево,
которое посадили
менее трех
лет назад (и
его плоды –
орла). Можно
ли делать это
благословение
в Шаббат?
Обычай Ашкеназим
делать это
благословение
даже на одно
дерево, но Сефардим
делают на два
дерева. Есть
диспут, можно
ли делать броху
на дерево,
плоды
которого
будут Орла
(см. Ор Лецион
3:6:4, Ялкут Йосеф 246:8). В
Субботу по
букве закона
можно
сделать эту броху
(если человек
ее помнит
наизусть или
в этом месте
можно
носить), но
некоторые
Кабалисты
пишут, что в Шаббат
эту броху
не делают.
Как
правильнее
говорить: «Эйланот
Товот»
или «Эйланот
Товим»? «Шело Хисар
Беоламо Клум» или
«Шело Хисар
Беоламо Давар»?
Есть
диспут на
этот счет.
Вообще слово Эйлан
пришло в
Иврит из
Арамейского
языка (в Библии
оно
упоминается
только в
частях Книге
Даниэля,
написанных
по-арамейски).
В Талмуде
обычно это
слово в
мужском роде
(например, Эйлан
Эхад, а не Ахат) и
наверно это
исключение,
хотя
множественное
число – Эйланот
(окончание
«от» как в
словах
женского
рода), само
слово
мужского
рода (как
например
Библейское
слово ночь – лайла). Но
иногда раввины
использовали
эти слова,
как будто они
женского
рода
(например, лайла
ришона, а
не ришон, эйланот товот, а не
товим). На
практике, во
многих Ашкеназских
Сидурах
напечатано «товим», а в Сефардских
– «товот» (и таков нусах
в наших
версиях
Талмуда и Шулхан
Аруха, а в Эйн Якове –
в трактате Берахот, нусах «товот»,
а в трактате Рош Ашана
– «товим»).
Что касается
«клум» или
«давар», в
Талмуде и в Шулхан Арухе
написано «клум»,
но в
некоторых Ашкеназских
сидурах – «давар» (см. Сефер Хатода,
18, см. также Минхат
Йицхак 10:16,
что следует
произносить,
как
упомянуто в Талмуде).
Поучения,
Шутки,
Афоризмы:
(Бава Батра
164б): Однажды
перед Ребби
принесли гет,
и Ребби
не
понравилось,
как он был
сделан. Его
сын Р. Шимон
сказал: «Этот гет
написал не я,
а Р. Йехуда
портной». Ребби
ответил: «Ты
закончил
свои сплетни»
(в смысле, то,
что ты мне
сообщил, кто
написал этот гет,
является «лошон
хара»). В
другой раз
перед Ребби
принесли
очень
красивый
манускрипт
Книги
Псалмов. Его
сын Р. Шимон
сказал: это
не я написал,
а Йехуда
портной. «Ты
закончил
сплетничать?»
- ответил Ребби.
Почему это
считается
сплетнями?
Потому что
нельзя
слишком
расхваливать
других людей,
вдруг после
этого о них
будет
сказано что-то
негативное, а
это уже
является
сплетнями. (Некоторые
объясняют,
что имеется в
виду, что т.к.
перед Ребби
обычно было
множество
народа, среди
них вполне
могли
оказаться и
те, кто
недолюбливают
Р. Йехуду
портного, и
когда
услышат, что
его похвалили,
то кто-нибудь
из
присутствующих
может сказать про
него что-то
неприятное. Также
возможно, что
по почерку
можно было
определить,
что Псалмы
написаны тем
же, кто написал
гет,
поэтому
сказать, кто
автор
Псалмов, тоже
считалось Лошон Хара.)