Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Экев.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Ответы
на вопросы
для детей
(Тора для
«младших
школьников»):
Какой стих
из нашей
главы мы
произносим в Биркат Амазон?
«И
будешь есть и
насыщаться, и
благословлять
будешь Г-спода,
Б-га твоего,
за землю
добрую,
которую Он
дал тебе» (8:1).
В случае
какого плода
из «семи
видов»,
которыми
славится
Земля
Израиля, Тора
описывает не
сам фрукт а
его сок?
В случае
олив, Тора (8:8)
описывает
«оливковое масло».
(Также, в
случае
фиников, в
Торе написано
слово «мед», но
возможно, что
медом называются
сами финики).
Какое
особое
благословение
наши мудрецы установили
для «семи
видов»?
Броха «меэн
шалош» - включающая
три (главные) брохи из биркат амазон.
Какой
отрывок из
нашей главы
мы произносим
утром и
вечером?
Вторая
часть Шма
(11:13-21) «И будет,
если внимать
будете
заповедям Моим,
которые Я
заповедую
вам сегодня,
чтобы любить
Г-спода,
Б-га вашего, и
служить Ему
всем сердцем
вашим и всей
вашей душой …»
Почему этот
отрывок и
отрывок из
предыдущей
главы пишут
на мезузе
и в тефилине,
а отрывки из
главы Бо
только в Тефилине?
Только в
отрывках
нашей главы и
Ваэтханан
сказано «напиши
их на косяках
дома твоего»,
но в отрывках
в главе Бо
упоминается
сделать их
«знаками на
руке и между
глазами».
Почему
женщины не
накладывают Тефилин,
но вешают мезузу?
Тефилин – это
положительная
заповедь,
зависящая от времени,
ведь Тефилин
не
накладывают
в Шаббат
и Йом Тов, а Мезуза
относится во
все времена.
«Земля,
которую Г-сподь,
Б-г твой,
взыскивает;
непрестанно
глаза Г-спода,
Б-га твоего,
на ней от
начала года и
до конца года»
(Деварим
11:12). Слово мерешит
(от начала)
написано
здесь
необычным
образом.
Почему?
В
слове îÅøÅùÑÄéú пропущен
алеф (îøàùéú), и его
можно читать
как «от
бедности» (от
слова øù).
Когда евреи
как следует
молятся в Рош
Ашану, (как
бедняки),
Всевышний им
посылает хороший
год (Талмуд, Рош Ашана
16б). Также из
слова îÅøÅùÑÄéúперестановкой
букв можно
получить îúùøé – от
месяца Тишре
(см. Баал Атурим).
Ответы
на вопросы к
главе Торы:
«И Он
любить будет
тебя … и
благословит
приплод
твоих быков …» (Деварим 7:13).
Имеет ли
слово àìôê- «твои
быки»
отношение к
первой букве
нашего
алфавита?
Да.
Название
букв
алфавита
имеют прямое
отношение к
предметам,
которые они
обозначают.
Первые буквы
Алеф-бета
значат две наиболее
нужные вещи:
бык и дом (на
быках пахали,
и поэтому бык
давал
пропитание;
заметим, что Рамбам
пишет (Деот
5:11), что мудрый
человек
сначала
получает профессию,
потом
покупает дом,
а потом
женится).
Заметим, что
и форма Алефа
à напоминает
быка (и также
на голову
быка похож
алеф в палео-иврите).
Что
значит слово Тотафот (Деварим 11:18),
где еще в
Торе оно
упоминается,
и как правильно
оно пишется в
разных
местах Торы?
Простой
смысл слова èåèôåú – от
слова èåèôú
–
украшение на
голове,
кокошник (см.
Талмуд, Шаббат
57а). Тора
упоминает
это слово
только в
контексте
головного Тефилина («тефилин» –
Арамейское
слово). В
первом
отрывке, Тора
называет его
(Шемот 13:9) åÌìÀæÄëÌÈøåÉï
(«зикарон»
от слова
«напоминание»),
а в остальных
трех отрывках
– Тотафот. Рав Рубен
Маргулис («Маргулийот
Аям» к Санхедрин
4б)
предполагает,
что слово Тотафот
может
значить
«придаток»
(первый
отрывок «в память»,
а остальные
три –
придатки).
Насчет того,
как писать
эти слова,
есть не менее
четырех
мнений (см. Минхат
Шай, Деварим
11:18): а) первые
два раза èèôú а в
последнем
отрывке в
нашей главе èåèôåú (наша гирса
в Раши, Рааван и
Яд Рама к Санхедрин
4б, или èèôåú – гирса
в Минхат Шай); б)
первый раз
èåèôú а
последние
два раза – èèôú в)
первый раз èåèôú,
второй раз – èèôú, а в
нашем
отрывке èèôåú г) в
первом и в
третьем
отрывке èåèôú а во
втором – èèôú (и так
написано в
наших
свитках Торы
и так сегодня
пишут в наших
Тефилинах).
В стихе «И
напиши их на
косяках дома
твоего и на
вратах твоих»
(Деварим 11:20) во
второй части Шма, слово
«мезузот»
написано не
так же, как в
первом
параграфе Шма (Деварим
6:9). В чем
разница и
почему?
В
нашем стихе
написано îÀæåÌæåÉú (с
двумя вавами),
а в главе Ваэтханан
îÀæËæåÉú (с
одним вавом).
Возможно, это
подсказывает,
что хотя нужно
вешать мезузу
на каждый
косяк, мы
прикрепляем
ее только с
одной
стороны (с
правой), а не
по обе
стороны (см. Раши 6:9).
Ответы
на вопросы на
сообразительность
и на
эрудицию:
Если
пшеницу
вырастили в
глиняном
горшке, какую
делают броху
на хлеб?
В свое время
автор Хае
Адам (51:17) задал
этот вопрос и
заключил, что
если зерно
выращивают в
горшке без
дырки, то невозможно
сказать на
такой хлеб
«Выращивающий
хлеб из земли»,
и делается броха «мезонот»
(хотя после
еды делают «биркат амазон»). И
так же, по его
мнению, на овощи,
выращенные в
горшке
делается не броха
«Создающий
плод земли»,
а «шехаколь».
Тем не
менее,
большинство
мудрецов не
согласны с
этим, и
считают, что
т.к. сам вид
растет из
земли, даже
если
конкретный
овощ выращен
в горшке, его
благословение
не меняется.
А какую броху
делают на те
овощи,
которые
вырастили на
гидропонике
воды (без
земли)?
Как
и в
предыдущем
случае есть
диспут, но по
большинству
мнений
благословение
не меняется
(см. например Тшувот Веханхагот
2:169, Шевет Алеви 1:205, 204).
В
чем разница
между
словами пат ôú и лехем
ìçí (хлеб).
Согласно
Малбиму (Вайикра, «Атора Веамицва»
124; Мишле 17:1),
в Библейском
иврите, пат –
это кусочек
хлеба, а лехем
– целый хлеб.
Ответы
на вопросы по Халахе:
Если
человек
сделал
благословение
«мезонот»
на хлеб,
выполнил ли
он заповедь?
По
большинству
мнений, да (см. Биур Халаха
167, со слов «бимком»).
А если
наоборот он
сказал «хамоци»
на сдобу?
Да, если
это обычная
сдоба,
похожая на
хлеб (ведь
Тора ее тоже
называет
хлебом, и
когда мы едим
ее много, мы
делаем на нее
«хамоци»).
Но если
сделали «хамоци»
на макароны и
т.п., то это броха
леватала,
и нужно
сказать
«Барух Шем
Квод …» и
сделать
правильную броху (см. Кицур Шулхан
Арух, 54:1).
Если
трое ели
вместе, и
начали
благословение
после еды
хлеба, не
сделав «зимун»,
что теперь
делать?
Уже
невозможно
сделать зимун
«задним
числом». Но
если только
один побенчал,
то его
приглашают
на зимун
двое оставшихся,
и они
выполняют
заповедь зимуна,
а он уже нет.
Поучения,
Афоризмы:
(Гитин 70а): Восемь
вещей хороши
в меру, но
слишком много
– плохо, а
именно: путь
(ходить или
гулять), «дерех
эрец» (в
данном
случае
имеется в
виду
интимные отношения),
богатство,
работа, вино,
сон, теплая
вода (пить
или мыться), и
выпускание
крови.