Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Экев.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Ответы
на вопросы к
главе Торы:
В нашей
главе
упоминается мицва
благодарить
Всевышнего
после еды, на
базе которой
мы
произносим «биркат амазон». А
какое
благословение
произносили
евреи после
еды в
пустыне?
Согласно
Талмуду (Берахот
48б), в пустыне
мы
благодарили
Творца за
манну.
А кто автор
благословений
«биркат амазон»,
которые мы
произносим
сегодня?
Считается (Берахот
48б), что первое
общее
благословение
было установлено
Моше,
второе (про
Землю
Израиля)
установил Йехошуа, а
третье (про
Иерусалим и
династию
Давида) установили
Давид и Шломо.
Намного
позже, еще
через тысячу
лет была установлена
последняя броха
(после того,
как Римское
правительство
разрешило
похоронить
остатки
восставших
армии Бар Кохбы).
Конечно, наш
точный нусах
редактировался
в течение
поколений,
как и все
другие
благословения
и молитвы,
например во
время Шломо
просили
чтобы Храм
продолжал
стоять, а мы
просим, чтобы
он был снова
отстроен (см. Рашба, Ритва
и Меири, Берахот
48б). Вообще
в течение
истории существовали
разные нусахи
биркат амазон (см.
Берахот
49а) и сегодня есть
немалые
различия
между Сефардским
и Ашкеназским
вариантом, но
общая
структура
так и
осталась:
общая броха
«за пишу», броха
за Израиль, броха за
Храм, и
короткое
благословение
благодарности.
Считается,
что первыми
тремя брохами
мы выполняем мицву «из
Торы», а последняя
броха – Дерабонан
(поэтому
после
третьего
благословения
мы говорим амен на
собственную броху,
чтобы
отличить
первые
благословения
из Торы от
последнего -
раввинского).
А почему
мудрецы
установили
омовение рук перед
едой хлеба? А
когда еще
нужно делать
омовение рук
перед едой?
Согласно
Талмуду
(Шабат 14б),
какие-то из
законов
омовения рук
были
установлены
еще царем Шломо
(и его
раввинским
судом), но
основные
законы омовения
перед едой обычного
хлеба были
установлены уже
после
разрушения
Второго
Храма.
Причина была
связана с
практикой
ритуальной
чистоты. В
случае омовения
перед едой
хлеба,
дополнительная
причина
подсказана
самой Торой –
это святость
трапезы, во
время
которой едят
хлеб (см. Берахот
53б). Еще мы моим
руки перед
едой мокрой
пиши
(например,
мокрое яблоко
или огурец),
но если,
например,
едят кашу или
суп, по
многим
мнениям мыть
руки
необязательно.
В старые
времена
также мыли
руки, когда ели
труму и
другие виды
святой пищи
(и даже
просто перед
касанием трумы
даже не во
время еды
нужно было
мыть руки).
Ответы
на вопросы на
сообразительность
и на
эрудицию.
Однажды в
давние
времена,
путник перед
омовением
рук снял
шляпу.
Почему?
У него
не было
никакой
чашки, но
была твердая
шляпа, из
которой он и
сделал
омовение рук
(см. Шулхан
Арух, Орах
Хаим 159:4, что в
старые
времена
путешественники
иногда
черпали и
пили воду из
шляпы, и
тогда по
некоторым
мнениям можно
было делать и
омовение рук
из не протекающей
шляпы).
Однажды
еврей ехал в
поле и достал
свой бутерброд.
«Что же мне
теперь
делать?» -
подумал он, и,
хлопнув себя
по лбу
обрадовался:
«ведь сейчас
зима». Что произошло?
Он вспомнил,
что если нет
воды, то по
многим мнениям
можно просто
окунуть руки
в снег, как в мицву,
если всего
снега 40 сеа,
и зимой
конечно
снега вокруг
вполне достаточно
(см. Мишна Берура 160:58).
Однажды,
прежде чем
помыть руки,
человек
спросил: «У
кого есть
изоляционная
лента или
скотч?» Зачем
она ему
понадобилась?
Он заметил,
что чашка
треснула
внизу, а значит,
она уже не
годится ля
омовения рук,
и попытался
ее починить,
чтобы она не
протекала.
Ответы
на вопросы по Халахе:
С какого
возраста следует
обучать
детей делать биркат амазон, и
что именно им
следует
произносить?
Когда
ребенок уже
понимает, что
нужно благодарить
Всевышнего
(т.е. к годам
шести или позже),
его начинают
постепенно
учить произносить
биркат амазон.
Ребенку
следует
произносить
хотя бы
основной нусах
четырех
благословений
и существует
несколько
укороченный нусах (см. Маген
Авраам в
начале главы
192), по которому
сначала учат
детей (см. Шулхан
Арух Арав
и Мишна Берура 187:4).
Но
недостаточно
просто дать
ребенку прочесть
только
первую броху,
и хотя многие
так делают, это
неправильно
(см. Хинух Йисраэль
2:10, но см. там же
в пометках,
что есть
источник и на
этот обычай).
А
дополнительные
просьбы «Арахаман»
можно пока
ребенку не
произносить,
если ему
обременительно
читать такой длинный нусах.
Шулхан Арух
пишет, что
нельзя
давать хлеб
человеку,
который не
хочет мыть
руки (т.к. мы
ему «помогаем
грешить»). Разумеется,
также нельзя
давать любую
пишу тому,
кто не
сделает
благословение.
А как
поступить в наше
время, если
пришли в
гости
несоблюдающие
евреи?
Многие
современные
мудрецы
разрешают в
наше время
дать
нерелигиозному
еврею еду,
даже если он
не будет произносить
благословение.
Если
человек
очень
торопится,
или например
женщина
занята
детьми, можно
ли пропустить
какую-то
часть биркат
амахон?
Можно
прочесть
только сами 4 брохи, но
не читать
дополнительные
просьбы (со
слов Арахаман
…)
Поучения,
Шутки,
Афоризмы:
(Талмуд,
Йевамот
79а): Качества
еврейского
народа:
милосердие,
скромность и
доброта, а те,
кто не
обладают
этими
качествами,
наверно не из
еврейского
народа (см. Кицур
Шулхан Арух 145:6, что
не следует
родниться с
теми, у кого
отсутствуют
данные
качества).
(Талмуд, Бава
Кама 92а): Если
человек
молиться за другого, а
ему самому
тоже это
нужно, то ему
Всевышний
ответит
первым.