Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Деварим.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Вопросы
для детей
(Тора для
«младших
школьников»):
Как еще
называется
Книга Деварим?
Мишне Тора
(повторение
Торы, см.
также Деварим
17:18 и Сифре).
А какая еще
известная
книга,
написанная в
Средние Века,
называется
так же, как
второе название
Книги Деварим?
Магнум Опус Рамбама,
который
суммирует
все законы
Талмуда и детали
соблюдения
всех 613
заповедей,
тоже называется
Мишне
Тора.
Какого
числа Моше
начал
проповеди,
записанные в
Книге Деварим?
Первого
числа
Одиннадцатого
месяца (Швата).
Как в нашей
главе
называется
гора Синай?
Хорев.
А где в Книге Деварим
упомянута
именно гора «Синай»?
Только один
раз, в главе Везот Абраха
(33:2).
Какое место
на самом юге
современного
Израиля
упомянуто в
нашей главе
(сегодня это
называние
города)?
Эйлат (Деварим
2:8).
К каким трем
нациям,
упомянутым в
нашей главе,
относились
особые
запреты,
упомянутые в
главе Ки Теце?
Аммон, Моав
и Эйсав.
Эти нации
упоминаются
в нашей главе
(Деварим,
2), а в главе Ки Теце (23:4,8)
описаны
особые
заповеди,
относящиеся
к запретам
жениться на герах из
этих наций.
Где в нашей
главе Раши
использует
слово
по-русски?
Возможно,
когда Раши
пишет, что «снир»
- по-кнанейски
«снег», он
имеет в виду
«по-русски»
(земли славян
в Средние
Века стали
называть «Кенаан»,
см. подробное
обсуждение здесь).
Вопросы
к главе Торы:
Существуют
три халахических
мидраша: Мехилта к
Книге Шемот,
Сифра к Книре Вайикра,
и Сифре к
Книгам Бемидбар
и Деварим.
Почему к
Книге Деварим
нет отдельного
мидраша?
Согласно ГР”А (Адерет
Элиху 1:1),
книгу Деварим
можно
разделить на
три части,
которые соответствуют
трем
предыдущим
книгам. Книга
Берешит –
корень всей
Торы, и
обсуждает
историю праотцов
до того, как
евреи стали
народом. «Эле
Шемот» -
история
формирования
и спасения нашего
народа, Вайикра
– книга
заповедей, и Бемидбар –
история в
пустыне.
Также «Эле
Ад’варим»
(супротив
«Эле Шемот»)
начинается с
предисловий
и
наставлений.
Начиная с Деварим
5:1 «Вайикра
Моше» –
заповеди,
супротив
Книги Вайикра.
В конце (Деварим
27:9) Вайидабер
Моше –
супротив Вайидабер
… Бемидбар
Синай (Бемидбар
1:1), где Моше
в заключение
предупреждает
о наказаниях в
случае
нарушения
союза, и
благословляет
еврейский
народ. Три
выражения в
начале Книги Деварим
подсказывают
три части
книги:
предисловие
(включая критику),
повторение
заповедей, и
послесловие
с
благословениями.
Также и халахических
мидрашей
всего три, а
законы из
Книги Деварим
поместили в
конце Сифре
(и поэтому
этот Мидраш
называется
дословно
«книги» во
множественном
числе.)
Почему Моше
говорит (Деварим
1:37), что
Всевышний
разгневался
на него «из-за
еврейского
народа»?
Разве Моше
не был
наказан за
свой
собственный
грех, когда
он ударил по
скале?
На самом
деле
основной
грех
совершил наш
народ, когда
жаловался на
жажду, и
привел к
ошибке Моше
(см.
подробней
комментарии Рамбана, Роша, Хизкуни
и Даат Зкеним Мибаале Атосафот).
Интересно,
что согласно
многим
комментаторам,
главный грех Моше был
во время
посылания
разведчиков
(а Аарона –
когда он
сделал
тельца), но
Всевышний использовал
его ошибку с
«водами
распри» как
повод для
наказания
(см. Ибн Каспи, Абарбанель
и Малбим,
см. также ГР”А в Адерет
Элиху 3:26,
см. также «Леках
Тов»).
Один из
способов
Устного
Закона
трактовать
Письменную
Тору – это «смухим»
(когда Тора
записывает
два закона
рядом, можно
выучить
какую-то
информацию
из одного
закона, по
отношению к
другому).
Существует
мнение, что «смухим»
учатся
только в
Книге Деварим.
Почему?
Согласно
Рабби Йехуде,
метод «смухим»
можно учить только
в Мишне
Торе (см. Берахот
21б). Причина
видимо в том,
что все
законы в Книге
Деварим, Моше
сообщал
подряд (см. пометки
Р. Бецалеля
из Ранешбурга
к Йевамот
4а от имени Раавана,
см. также Панеах
Раза к нашей
главе, см.
другие
объяснения в Тосафот и Рамбан, см.
также Маариц
Хиюс и Ницуцей
Ор).
Вопросы на
сообразительность
и на
эрудицию:
Какой
источник
существует
для вставки «Нахем» в
молитве
Девятого Ава?
Иерусалимский
Талмуд (Берахот
34а, Таанит
10а). Хотя есть
некоторые
различия в нусахах
этих двух
трактатов, и
оба нусаха
сильно
отличаются
от нусаха
в наших сидурах
(в Йерушалми
нет слов והשוממה מאין
יושב והיא יושבת וראשה חפוי כאשה עקרה שלא ילדה а
вместо этого והשוממה הנתונה ביד זרים הרמוסה ביד עריצים , также в Йерушалми
нет слов לבי לבי על חלליהם מעי מעי על חלליהם).
Согласно
первоисточнику,
в каком благословении
молитвы Шмоне
Эсре
нужно
добавлять
эту вставку?
Из Йерушалми
выглядит, что
эту вставку
делали в
благословении
«Амахазир
Шехинато
ЛеЦион»,
но т.к. в наше
время мы
делаем
отдельное
благословение
про
строительство
Иерусалима,
то там эта
вставка больше
подходит (но
в Земле
Израиля в те
времена
благословение
Боне Йерушалаим
делали
вместе с брохой
Эт Цемах
Давид,
поэтому
Иерусалимский
Талмуд предпочел
сделать эту
вставку в
пред
предпоследней
брохе).
А
какое латинское
слово
используется
в этой вставке?
Лигьйонот
(легионы). Мы
говорим «ויבלעוה לגיונות» (и
изнасиловали
ее легионы) -
это версия в
Трактате Берахот,
а в Трактате Таанит
приводится нусах ויירשוה לגיונות – и
унаследовали
ее легионы.
Вопросы по Халахе
(Законы «Бен Амецарим»):
Можно ли
пить пиво и
другие
алкогольные
напитки в
Девять Дней?
Да. Минхаг
не пить вино
относится
только к
виноградному
вину (которое
возливали в
Храме).
Можно ли
в Шаббат
надеть новую
одежду?
Большинство
поским
запрещают
это для Ашкеназим,
но Сефардим
можно (см. Каф Ахаим 551:89).
Если
человек уже
поел третью
трапезу в Шаббат,
и уже сделал
благословение
после еды и
не собирался
больше есть,
можно ли
попить или
поесть, и
если да, то
до какого
времени?
По букве
закона, пока
он не принял
на себя пост
и солнце не
зашло, он может
продолжать
есть и пить,
но Мишна Берура (553:2) пишет,
что желательно
иметь в виду,
что он еще не
закончил и возможно
будет есть
и пить до
захода. Но
если он
принял на
себя пост, то
по мнению Мишны
Беруры, даже
если он это
сделал только
в мыслях, уже
не следует
есть и пить
(но можно
носить пока
обувь). Что
касается «мицвы
добавлять»,
по мнению Шулхан
Аруха (553:2), в
отличие от Йом Кипура,
Девятого Ава не
требуется
«добавлять» к
посту, и значит
можно есть
до самого
захода (а
кожаную
обувь в этот Шаббат
можно носить
до Борху,
когда ее
снимают). Но
есть мнения,
что и к
Девятому Ава
относятся
законы «тосафот»,
т.е. следует
перестать
есть и пить
несколько
минут до захода
(см. например Тшувот Веханхагот
5:168 от имени Ритва,
Таанит 12б
и других Ришоним).
Поучения,
Афоризмы:
(Эйха Рабба
4:3): Богатый
еврей в
Иерусалиме
устроил пир.
Он послал
домочадца
позвать
своего друга
по имени Камца,
но посыльный
по ошибке
пригласил
другого —
человека по
имени Бар Камца,
заклятого
врага
хозяина.
Когда на пиру
ошибка
выяснилась,
то
приглашённый,
чтобы не быть
публично
выгнанным,
предложил
сначала
заплатить за
себя, а после
отказа
хозяина предложил,
что не будет
есть, но
останется на
трапезе.
Когда хозяин
не
согласился и
на это, он
предложил
заплатить за
весь стол.
Упрямый
богач всё же
выгнал гостя.
На трапезе
присутствовал
Рабби Зехария
бен Авкулос,
но он [не
захотел
вмешиваться
и] промолчал. Бар
Камца
страшно
обиделся, и
решил
отомстить.
Для этого
пошёл к
римскому
правителю и
навёл поклёп
на своих
сограждан,
которые
якобы не приносят
животных,
которые
правитель
отправляет
на жертвы
Храму, а
съедают их
сами, и приносят
вместо этого
других
животных. Тот
сначала не
поверил, но
Бар Камца
обещал
доказать
обвинение.
Правитель
отправил
своего
человека и
несколько
животных в
жертву. Пока посланник
спал ночью,
Бар Камца
сделал на теле
животных [еле
заметные]
дефекты.
Когда коэн
увидел эти испорченные
жертвы, он
вместо них
принес других
животных.
Римский
посланник
спросил: а
почему ты не
приносишь
этих
животных? Коэн
ответил: я
принесу их
завтра.
Посланник подождал
три дня,
убедился, что
эти животные
так и не были
принесены в
жертву, и
Римскому
Императору
было
отправлено
сообщение, о
том, что
происходит,
что в
результате
привело к
разрушению
Храма. Сказал
Рабби Йосе:
из-за [ложной]
скромности
Рабби Зехарии
бен Авкулоса,
был сожжен
наш Храм (см.
также другую
версию этой
истории в
Талмуде,
Гитин 55б).