Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Деварим.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Вопросы
для детей
(Тора для
«младших
школьников»):
Как еще
называется
Книга Деварим?
А какая еще
известная
книга,
написанная в
Средние Века,
называется
так же, как
второе
название
Книги Деварим?
Какого
числа Моше
начал
проповеди,
записанные в
Книге Деварим?
Как в нашей
главе
называется
гора Синай?
А где в Книге Деварим
упомянута
именно гора «Синай»?
Какое место
на самом юге
современного
Израиля
упомянуто в
нашей главе
(сегодня это
называние
города)?
К каким трем
нациям,
упомянутым в
нашей главе,
относились
особые
запреты,
упомянутые в
главе Ки Теце?
Где в нашей
главе Раши
использует
слово
по-русски?
Вопросы
к главе Торы:
Существуют
три халахических
мидраша: Мехилта к
Книге Шемот,
Сифра к Книре Вайикра,
и Сифре к
Книгам Бемидбар
и Деварим.
Почему к
Книге Деварим
нет отдельного
мидраша?
Почему Моше
говорит (Деварим
1:37), что
Всевышний
разгневался
на него «из-за
еврейского
народа»?
Разве Моше
не был
наказан за
свой
собственный
грех, когда он
ударил по
скале?
Один из
способов
Устного
Закона
трактовать
Письменную
Тору – это «смухим»
(когда Тора
записывает
два закона
рядом, можно
выучить
какую-то
информацию
из одного
закона, по
отношению к
другому).
Существует
мнение, что «смухим»
учатся
только в
Книге Деварим.
Почему?
Вопросы
на
сообразительность
и на эрудицию:
Какой
источник
существует
для вставки «Нахем» в
молитве
Девятого Ава?
Согласно
первоисточнику,
в каком
благословении
молитвы Шмоне
Эсре
нужно
добавлять
эту вставку?
А
какое латинское
слово
используется
в этой
вставке?
Вопросы по Халахе
(Законы «Бен Амецарим»):
Можно ли
пить пиво и
другие
алкогольные
напитки в
Девять Дней?
Можно ли
в Шаббат
надеть новую
одежду?
Если
человек уже
поел третью
трапезу в Шаббат,
и уже сделал
благословение
после еды и
не собирался
больше есть,
можно ли
попить или
поесть, и
если да, то
до какого
времени?
Поучения,
Афоризмы:
(Эйха Рабба
4:3): Богатый
еврей в
Иерусалиме
устроил пир.
Он послал
домочадца
позвать
своего друга
по имени Камца,
но посыльный
по ошибке
пригласил
другого —
человека по
имени Бар Камца,
заклятого
врага
хозяина.
Когда на пиру
ошибка
выяснилась,
то
приглашённый,
чтобы не быть
публично
выгнанным,
предложил
сначала
заплатить за
себя, а после
отказа
хозяина предложил,
что не будет
есть, но
останется на
трапезе.
Когда хозяин
не
согласился и
на это, он
предложил
заплатить за
весь стол. Упрямый
богач всё же
выгнал гостя.
На трапезе
присутствовал
Рабби Зехария
бен Авкулос,
но он [не
захотел
вмешиваться
и] промолчал. Бар
Камца
страшно
обиделся, и
решил отомстить.
Для этого
пошёл к
римскому
правителю и
навёл поклёп
на своих
сограждан,
которые
якобы не
приносят
животных,
которые правитель
отправляет
на жертвы
Храму, а съедают
их сами, и
приносят
вместо этого
других животных.
Тот сначала
не поверил,
но Бар Камца
обещал
доказать
обвинение.
Правитель
отправил
своего
человека и
несколько
животных в
жертву. Пока посланник
спал ночью,
Бар Камца
сделал на теле
животных [еле
заметные]
дефекты.
Когда коэн
увидел эти
испорченные
жертвы, он
вместо них
принес
других
животных.
Римский
посланник
спросил: а
почему ты не
приносишь
этих животных?
Коэн ответил:
я принесу их
завтра. Посланник
подождал три
дня,
убедился, что
эти животные
так и не были
принесены в
жертву, и
Римскому
Императору
было
отправлено сообщение,
о том, что
происходит,
что в результате
привело к
разрушению
Храма. Сказал
Рабби Йосе:
из-за [ложной]
скромности
Рабби Зехарии
бен Авкулоса,
был сожжен
наш Храм (см.
также другую
версию этой
истории в
Талмуде,
Гитин 55б).