Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Хукат.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Ответы
на вопросы к
главе Торы:
Где в нашей главе
возможно
подсказан
принцип
«лечения подобного
подобным» (Similia
similibus curantur)?
Возможно, на
этом
принципе
основано
«лечение» тех,
кого кусали
змеи (Бемидбар
21:9) «И сделал Моше
медного змея,
и посадил его
на шест, и
было: когда
кусала змея
кого-либо,
тот смотрел
на медного
змея и
оставался в
живых». Хотя
возможно
данный
случай
относится к
чудесам (см. Рамбан), и
тогда из него
невозможно
выучить
никаких
общих
принципов.
Сколько
песней
цитируется в
нашей главе?
Смотря что
называть
песней?
Существуют
особые законы
о написании
«широт» в
свитках Танаха,
и в
Пятикнижие
есть только
две «песни»: Шир Шель
Ям и Хаазину.
Но вся наша
глава пишется
в свитках
обычным
текстом. Тем
не менее, в
нашей главе (Бемидбар
21:17-19) есть песнь,
которую
евреи пели
около беэр
(источника
воды), и еще
два белых
стиха: предыдущий
отрывок из
книги «Милхамот
Хашем» (Бемидбар
21:14-16), и притча
про столицу Сихона (Бемидбар
21:27-29).
«И поразили
его и его
сынов» (Бемидбар
21:35). Сколько же
сыновей было
у царя Ога?
В наших
текстах Торы
в этом стихе
написано «Банав»
(сыновей), но в
Книге Деварим
(2:33), в описании
этого
эпизода
написано «Бено»
(сын), но
читается «Банав».
Согласно
нашим
мудрецам (Мидраш
Рабба и Танхума),
Тора
подсказывает,
что один из
сыновей Ога
был особенно
сильным, (но у
него были и
другие
сыновья, см. Гур Арье).
Но согласно
другим
мнениям, у Ога
был только
один сын
(Леках Тов),
а есть Мидраш
(Агада, Деварим,
издание
Соломона Бубера),
согласно
которому как
раз наоборот,
Тора подсказывает,
что его сын
не был таким
сильным, как
отец.
Ответы
на вопросы на
сообразительность
и на
эрудицию.
Сегодня все
евреи
используют
для написания
гласных (некудот)
так
называемую
систему
Тиберии, но в
средние века
существовали
у другие
системы,
например Вавилонская.
А какие
гласные,
которые мы
произносим
совсем
по-разному, в
Вавилонской
системе
записывались
одинаково? А
какая группа
евреев до сих
пор
произносит
эти главные
одинаково?
В
Вавилонской
системе, сеголь
и патах
обозначались
одинаково, и
так до сих
пор
произносят
Йеменские
евреи.
А какую
гласную Раши
и многие
другие Ришоним
называют
«маленьким камацем»?
Раши
называет
гласную цере
- «камац катан». (Не
путайте с
тем, что мы
сегодня
называем «камац
катан» - это камац,
который даже Сефардим
произносят
как «о», а не как
«а», например, в
слове çÈëÀîÈä – Хохма).
А какую
гласную Раши
и многие
другие
мудрецы
называют
«маленьким патахом»?
Сеголь.
Причина в
том, что в грамматике
Библейских
слов, патах
часто меняется
на сеголь,
а камац
на цере (Радак, «Михлоль»).
Ответы
на вопросы по Халахе:
Какое
благословение
следует
сделать, если
увидели
молнию и
сразу
услышали
гром?
Следует
сделать одно
благословение,
либо «Шекохо
угвурато
мале олам»,
или «Осе маасе
Берешит».
Если
человек
услышал гром
и не сделал
сразу
благословение,
сколько еще
есть времени чтобы
его сделать?
Если
он не начал
делать
благословение
в течение
времени, за
которое
можно
сказать «Шалом
Алехем Ребби», то
благословение
уже нельзя
делать пока
не услышишь
гром снова.
Если
услышали
гром во время
молитвы,
можно ли
прерываться,
чтобы
сделать броху?
В Песуке
Дезимра,
да, а
некоторые
говорят (см. Мишна Берура
66:19, Шулхан Арух Харав
66:4), что можно
прерваться и
посередине
благословений
Шма, или
самого Шма
(но не в
первом
стихе).
Поучения,
Шутки,
Афоризмы:
(Берешит
Рабба 48:14):
Пословица
говорит:
пришел в
город, веди себя
как местные
горожане («в
чужой
монастырь со
своими
законами не
ходят).
Поэтому когда
Авраам предложил
пищу ангелам,
они не
отказались и
делали вид,
что ели (см.
также Бава
Мециа, 86).