Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Бешалах.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Ответы
на вопросы к
главе Торы:
В нашей
главе (Шемот
17:7) говориться,
что место,
где евреи
жаловались,
было названо
«Маса» А
где в книге
псалмов, псалмист
намекает на
это историю?
Тора
называет
место, где
евреи
жаловались
на недостаток
воды «Маса»
и «Мерива»
(испытание и
споры). Эти
слова
упоминаются в
псалме 95, стих 8
(хотя Ибн Эзра
считает, что псалмист
намекает на
другой
случай, после
эпизода с разведчиками).
Заметим, что «Маса» и «Мерива»
также
упоминаются
в
благословении
Леви (Деварим
33:8), и «Маса»
также упомянута
в Деварим
6:16 и 9:22, а «Мерива»
в Техилим
81:6, 106:32.
Согласно
некоторым
мнениям, из
нашей учится
запрет
«выходить» из
города в Шаббат. А на
какое
расстояние
нельзя
выходить по
закону Торы?
3 парса (12 мил,
т.е. около 12
километров,
но по
большинству
мнений,
согласно Халахе
из Торы
вообще нет
запрета
выходить из
города на
любое
расстояние). Но по
закону
раввинов,
нельзя
выходить из города
более чем на
мил (около
километра).
Согласно Рамбаму,
даже Амалек
может быть исправлен
в конце дней.
Каким
образом?
Если они
будут
соблюдать 7
заповедей Ноаха, то
они больше не
считаются Амалекитянами
(Законы царей
6:4, и Раавад
и Кесеф Мишна там
же).
Ответы
на вопросы на
сообразительность
и на
эрудицию.
На
следующие
вопросы
может быть
более одного
правильного
ответа. Мы
лишь
приводим по
одному из
возможных
примеров.
Как известно,
многие слова
современного
иврита
значат не то
же самое, что
значили в
древнем
иврите.
Приведите
пример овоща,
который в
современном
иврите
означает не
тот же овощ,
что во время Хазаль.
Один из
примеров: Теред
úøã
сегодня
значит
шпинат, но Хазаль
так называли
свеклу.
А какое
название
маленького
пресмыкающегося
в
современном
иврите не
соответствует
виду, который
имеет в виду
Тора?
«Цав»
сегодня
значит
черепаху, но
по
большинству
мнений, Тора (Вайикра 11:29)
называет так
жабу или
какую-то
ящерицу.
А какое
животное в
современном
иврите называется
так, по
мнению Рава Садии Гаона,
но Хазаль
считали, что
это другое
животное?
«Земер»
по мнению
Рава Саадии
Гаона –
это жираф, и
так приводят
словари
современного
иврита, хотя
есть и более
современное
слово â'éøó, а
также иногда
жирафа
называют âîì ðîøé (это
перевод с
латинского camelopardalis или
греческого
καμηλοπάρδαλις,
т.е.
«пятнистый
верблюд», или
«верблюд-леопард»).
Тем
не менее, Хазаль
(см. Хулин
80а) не считали,
что Земер
– это жираф,
ведь они
полагали, что
дикие козлы
возможно
относятся к
семейству «Земер», а
значит, по их
мнению, Земер
– это какой-то
вид горных
козлов или
антилоп.
Также это
можно
доказать из
Арамейского перевода
«Земер»,
которое Онкелос
переводит
как ãéöà, в то
время как в Мишле (5:19),
Арамейский
перевод
слова éòìä
(серна или
антилопа или
косуля) – ãéöúà. Между
прочим,
существует
мнение, что
жираф называется
в Торе «Тахаш»
(он упомянут
при
постройке
Храма, а
также в пророке
Йехезкель,
16:10). Возможно,
название Тахаш
происходит
от корня
«молчать»
(Рабби Шломо
Цви Шик),
потому что
жирафы
действительно
очень
молчаливые
животные, и у
ученых
заняло много
времени,
чтобы
выяснить
какие вообще
звуки делает
жираф.
Ответы
на вопросы по Халахе:
Если у
человека
жирные руки,
и он хочет
сделать благословение,
нужно ли их
помыть? А
почему нужно
мыть руки
после еды?
Хотя «стам
ядайим»
(по
умолчанию)
руки не
требуется
мыть перед
обычными
благословениями,
если человек знает,
что его руки
грязные,
нельзя
делать брохи
пока их не
вымоешь, или
хотя бы вытрешь.
То же
относится к
жирным рукам,
в особенности,
если человек
утонченный
(см. При Мегадим,
Эшель
Авраам 181:9, Мишна
Берура 181:23, Рав Хаим Каневский
«Шоне Халахот»
181:11). Поэтому
даже во время
трапезы
хлеба, если
человек ел
курицу
руками, ему
не следует
делать броху
на фрукт или
вино, пока не
помоет, или
вытрет руки.
Одна из
причин мытья
рук после
трапезы как
раз именно в
том, что
часто они
просто
грязные
(кроме более
известной
причины, что
«содомская»
соль может
попасть в
глаза).
А
женщины тоже
должны мыть
руки после
трапезы?
Есть
диспут на
этот счет.
Согласно
простому
смыслу, нет
никакой
разницы
между женщинами
и мужчинами. Но, т.к.
многие
мужчины
полагаются
на мнение,
что в наше
время
необязательно
мыть руки после
еды, ведь
«содомской»
соли у нас нет,
а едим мы
обычно
вилкой,
поэтому руки
чистые, то
даже те
мужчины,
которые моют
пальцы после
еды, делают
это в
основном по
кабалистическим
причинам, а
большинство
женщин вообще
не моют руки
после еды (см.
вопросы и ответы
«Шевет Халеви»
4:23) . Но есть и
женщины,
которые моют
руки после
еды, и многие
раввины
считают, что
так следует
поступать (Рав Овадия
Йосеф, Р. Шломо Залман
Ойербах
и Рав Йосеф
Шалом Эльяшив).
А с
какого
возраста
следует
учить детей
мыть руки?
Как и все
мицвы,
следует
обучать
детей, когда
они могут
исполнять
эту заповедь.
Но, по
мнениям, что
сегодня мыть
руки после еды
вообще
необязательно,
и делают это
только из-за
кабалистических
причин, детям
необязательно
следовать
строгостям
кабалы (см. «Хинух Йисраэль»
2, пометка 55, но
он пишет там,
что Сатмер
Рав
хотел, чтобы
и детей
обучали мыть
руки после
еды, и
согласно «Диршу»
так же
считает Рав
Каневский).
Поучения,
Шутки,
Афоризмы:
(Берахот
62а): Когда
оплакивали
одного
умершего,
выступающий
сказал: «он
был таким
скромным!» Рав
Нахман
спросил у
оратора: «а ты за
ним в туалет
заходил,
чтобы знать
скромный он
или не скромный?»
(В смысле,
часто
человек
скромен на
людях, но
отнюдь не так
скромен в
частной
жизни, и уж
тем более
когда он
один,
возможно
ведет себя
совсем
нескромно, а
скромным называют
лишь того кто
скромен даже
в туалете!) А
какая Раву Нахману
разница?
Потому что
Всевышний
наказывает и
тех, кто врет
по отношению
к заслугам
умершего, и
тех, что
слушает их, и
самого
умершего (в
смысле,
Всевышний
спрашивает
душу усопшего:
раз про него
ТАКОЕ
рассказывают,
то почему он
на самом деле
этого уровня
не настиг?)
Интересно,
что Раши
в
комментариях
к трактату Бейца (33б)
цитирует
некого «øáé ùîåàì äîëåðä çñéã»
(Рабби Шмуэль
называемый
праведником),
и ГР”А
объясняет,
что Раши
не знал его
хорошо лично,
поэтому лишь
написал, что
его называют
праведником
(хотя сам Раши
за это
определение
ручаться не
может).