Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Бешалах.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Вопросы
к главе Торы:
В нашей
главе (Шемот
17:7) говориться,
что место,
где евреи
жаловались,
было названо
«Маса» А
где в книге
псалмов, псалмист
намекает на
это историю?
Согласно
некоторым
мнениям, из
нашей главы
учится запрет
«выходить» из
города в Шаббат.
А на какое
расстояние
нельзя
выходить по закону
Торы?
Согласно Рамбаму,
даже Амалек
может быть исправлен
в конце дней.
Каким
образом?
Вопросы
на
сообразительность
и на эрудицию.
Как
известно,
многие слова
современного
иврита
значат не то
же самое, что
значили в древнем
иврите.
Приведите
пример овоща,
который в
современном
иврите
означает не
тот же овощ,
что во время Хазаль.
А какое
название
маленького
пресмыкающегося
в
современном
иврите не
соответствует
виду, который
имеет в виду
Тора?
А какое
животное в
современном
иврите называется
так, по
мнению Рава Садии Гаона,
но Хазаль
считали, что
это другое
животное?
Вопросы по Халахе:
Если у
человека
жирные руки,
и он хочет
сделать
благословение,
нужно ли их
помыть? А почему
нужно мыть
руки после
еды?
А
женщины тоже
должны мыть
руки после
трапезы?
А с
какого
возраста
следует
учить детей
мыть руки?
Поучения,
Шутки,
Афоризмы:
(Берахот 62а):
Когда
оплакивали
одного
умершего,
выступающий
сказал: «он
был таким
скромным!» Рав
Нахман
спросил у
оратора: «а ты за
ним в туалет
заходил,
чтобы знать
скромный он
или не скромный?»
(В смысле,
часто
человек
скромен на людях,
но отнюдь не
так скромен в
частной
жизни, и уж
тем более
когда он
один, возможно
ведет себя
совсем
нескромно, а
скромным
называют
лишь того кто
скромен даже
в туалете!) А
какая Раву Нахману
разница?
Потому что
Всевышний
наказывает и
тех, кто врет
по отношению
к заслугам
умершего, и тех,
что слушает
их, и самого
умершего (в
смысле,
Всевышний
спрашивает
душу
усопшего: раз
про него
ТАКОЕ
рассказывают,
то почему он
на самом деле
этого уровня
не настиг?)
Интересно,
что Раши
в
комментариях
к трактату Бейца (33б)
цитирует
некого «øáé ùîåàì äîëåðä çñéã»
(Рабби Шмуэль
называемый
праведником),
и ГР”А
объясняет,
что Раши
не знал его
хорошо лично,
поэтому лишь
написал, что
его называют
праведником
(хотя сам Раши
за это
определение
ручаться не
может).