Еврейский Калейдоскоп. Глава Берешит.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей (Тора для «младших школьников»):

В какой день творения не сказано «ки тов

Второй.

Какой день недели упомянут в Торе с определенным артиклем «ä»?

Шестой (äùùé) и седьмой (äùáéòé). Виленский Гаон объясняет, что т.к. эти дни упомянуты в Торе позже, то и здесь они написаны с определенным артиклем.

Сколько людей с именем Ханох упомянуто в нашей главе?

Два: сын Каина и прадедушка Ноаха.

А кто еще с именем Ханох упомянут позже в Книге Берешит?

Сын РеувенаХанох, и внук Авраама от Кетуры.

Раз Всевышний обращался к Каину, значит ли это, что Каин был пророком?

Хотя Тора описывает, как Всевышний обращался к Каину (Берешит 4:6, 4:9), возможно имеется в виду через Адама (Р. Зехария Арофэ).

Какой знак Всевышний дал Каину?

Есть много мнений на этот счет (см. Берешит Рабба 22:12), одно из них, что Всевышний дал Каину собаку (друг человека).

Ответы на вопросы к главе Торы:

Как известно, Рабби Акива считал фундаментом всей Торы стих: «Люби ближнего своего как самого себя» (Вайикра 19:18). А какой стих из нашей главы Шимон бен Азай считал фундаментом всей Торы?

(Берешит 5:1): «Вот книга поколений человека. В день, когда Всевышний сделал человека, Он сотворил его по образу и подобию Своему». Есть разные объяснения, почему Бен Азай считал этот стих фундаментом всей Торы (см. Йерушалми, Недарим 30б, Вопросы и ответы Раавана, 37, Реканти к нашему стиху, комментарии Малбима к Вайикра 19:18 и разные комментарии к Берешит Рабба 24:7). Одно из объяснений, что из нашего стиха явствует, что все люди – родственники, и значит, мы должны любить друг друга (см. также наши аудио комментарии к этой главе).

Адам – не только имя собственное, но и общее название людей. А в чем разница между словами «адам» и «иш»? Еще одно слово Энош, кроме имени собственного (внука Адама) стало также общим названием «человека». Почему, и в чем разница между этим словом и словом иш?

Существует несколько различий между словами «адам» и «иш» (см. Малбим, Вайкра к стиху 1:2), в том числе слово «адам» не бывает женского рода, и «адам» включает мужчину и женщину, а «иш» - это мужчина. Вдобавок «адам» может значить и ребенка, а «иш» обычно трактуется нашими мудрецами как взрослый мужчина. Согласно учениям Кабалы, «адам» соответствует Сфире Тиферет, а «иш» - Йесод (см. ГР”А к началу второй главы Сифра Децниута). Энош был ниже уровнем, чем его предки (см. Берешит Рабба 23:6), и поэтому выражение «энош» используется в случаях когда Тора подчеркивает низкий уровень человека (см. Малбим, Йешаяху 51:12, ГР”А к Дивре Аямим 1:1:1 и к Деварим 5:21).

Почему множественное число от слова Ишанашим, а не ишим?

На самом деле «анашим» это видимо множественное число от слова «энош», но и слово «ишим» встречается в Танахе (см. Йешаяху 53:3, Техилим 141:4, Мишле 8:4)

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию:

Где в нашей подсказано, в какой день был создан мир?

Согласно Туру, это подсказано в первом слове áøàùéú имеет те же буквы, что и  á à' úùøé (первого Тишре).

Сколько мицв Торы описано в нашей главе?

Сефер Ахинух считает в нашей главе одну мицву: «плодиться и размножаться» (Берешит 1:28), но по многим мнениям, Хазаль учат эту мицву не из нашей главы, а из главы Ноах (Берешит 9:7), а в нашей главе возможно Всевышний лишь дает человечеству благословение, чтобы они плодились и заполняли землю (см. Рамбан 9:7, см. также Р. Элияху Мизрахи; см. также комментарий Маарша к Санхедрин 59б). Получается, что по многим мнениям в нашей главе нет ни одной заповеди (но подсказана заповедь Субботы, которая будет дана нашему народу в Книге Шемот).

Как известно, когда коэны благословляют наш народ, они делают броху на мицву, со словами «Ашер кидшану бикдушато шель Аарон» (Который освятил нас святостью Аарона, а не просто Ашер кидшану бемицвотав). А в каких еще случаях, коэны делают благословение «Ашер кидшану бикдушато шель Аарон?»

Когда коэны едят Халу, они делают благословение «Ашер кидшану бикдушато шель Аарон вецивану леэхоль трума» (Йоре Деа 322:5).

Ответы на вопросы по Халахе:

Мицва каждому мужчине читать недельную главу дважды, и еще один раз перевод на арамейский (Таргум Онкелос). А что делать тем, кто не знает арамейского языка?

Если человек не знает арамейского языка, есть диспут, стоит ли ему все равно читать Таргум Онкелос. В любом случае, он может выполнить обязательство, изучая комментарий Раши (см. Шулхан Арух 285:2) и это можно делать и в переводе.

А когда самое раннее время для этого чтения недельной главы?

После Минхи в предыдущий Шаббат (т.к. община уже начинает читать очередную главу в Минху).

А в случае первой главы Берешит, когда самое раннее время ее читать?

После молитвы в Симхат Тору, (т.к. община уже начала читать Берешит).

Поучения, Афоризмы:

Всевышний хотел сделать мир, используя качество суда, но Он увидел, что тогда мир просто не сможет существовать, поэтому Он создал его с качеством милосердия (Раши, Берешит 1:1, см. Берешит Рабба 12:15).

Предыдущая глава