Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Бемидбар.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Вопросы
к главе Торы:
Какое еще
название
есть у книги Бамидбар?
«И вот
имена сынов
Аарона:
первенец Надав,
и Авиhу,
Элазар и Итамар» (3:2).
Почему в этом
предложении,
главный
разделяющий
знак
препинания (этнахта),
который
делит стих
пополам,
стоит под словом
Надав, а
не под словом
Аарон, как мы
бы ожидали?
«И было всех
первенцев
мужского
пола … двадцать
две тысячи
двести
семьдесят
три» (3:43). Почему
у 600 тысяч
евреев было
всего 22 тысячи
первенцев?
Вопросы
на
сообразительность.
В
чем смысл
сравнения в
стихе «Как
звук горящих
колючек под
котелком, так
и звук смеха
глупца» (Кохелет
3:6)?
Талмуд
использует
слово «истанис»
когда хочет
сказать, что
человек утонченный,
слабый или
больной. В
некоторых
версиях это
слово
пишется
через тав
àñúðéñ, а в
некоторых – àñèðéñ через
тет.
Какое
правописание
более
правильное?
Вопросы
на эрудицию:
Территории Йехуды
были на самом
юге Израиля?
А где будут
территории Йехуды в
будущем?
Вопросы по Халахе:
В какое
время
женщинам
следует
зажигать
свечи в Эрев
Шавуот?
Какими
частями Торы
лучше всего
заниматься в
ночь Шавуота?
Следует
ли не спать и
во вторую
ночь Шавуота
(вне земли
Израиля)?
Истории,
Шутки,
Афоризмы:
Однажды Р. Шимону
бен Шатаху
пришлось
убегать из-за
гнева царя Яная.
Позже
персидские
мудрецы
приехали к
царю, и
спросили,
почему на
трапезе не
присутствует
тот мудрый
еврей,
который
присутствовал
в прошлый
раз, и
излагал
глубокие
мысли? Царю
пришлось
пригласить Р.
Шимона
бен Шатаха,
пообещав ему,
что он не тронет
его … Янай
приказал,
чтобы Р. Шимону
бен Шатаху
принесли
стакан вина,
чтобы он мог
сделать «зимун»
(приглашение
делать
благословение
после еды,
начинающееся
словами
«Благословим
Того, Чью
пищу мы ели»).
Тот начал «Да
благословим
за ту еду,
которые ели Янай и его
друзья».
Опять ты
[издеваешься
над царем],
сказал ему Янай. А как
мне сказать,
ответил
мудрец? Может
сказать: «Да
благословим
за еду,
которую мы не
ели»? Тогда
его
накормили, и
он сделал зимун
(Йерушалми,
Берахот
54а).
Р. Шимон
бен Йохай
однажды
пришел
навестить
больного, а
тот лежит и проклинает
Всевышнего.
Р. Шимон
ему говорит:
бездарь, что
же ты
делаешь, тебе
же нужно
молиться за
выздоровление.
Тот ответил [ах так,
тогда] пусть
Всевышний
заберет эти
страданья от
меня и пошлет
их тебе!
Сказал [про
себя] Р. Шимон:
по заслугам
мне воздал
Всевышний,
[что я получил
проклятья от
этого оболтуса].
Не надо было
мне
прерываться
от занятий Торой,
и болтать с
ним пустые
разговоры
(хотя мицва
навещать
больных, но
таким как
этот бесполезно
читать
проповеди, Авот Дерабби
Натан, 41:1).